 |
 |
 |
Всем привет, приехал из Тибета. Ходил вокруг горы Кайлаш - 52 км круг, дорога реально не
сложная, проще чем было в Непале в районе Аннапурны. Т.к. тропа более
нахоженная и там нет того дико крутого подьема по почти голым камням, который
был на перевале Thorung La.
Индусы ходят этот путь за три дня. Нормальный тибетец ходит за день, за
14-16 часов, стартуют в 4-6 утра (светает в 7:30) и к 6-8 вечера
возвращаются. Кроме того, тибетцы один раз не ходят, обычно минимум три, а
так, например, мой guide ходил несколько десятков раз (сам не знает), видели
портера который ходил за сотню, тетенька, которая делает все по гостинице в
Дарчен (этот городок является началом и концом круга (коры)), ходила 17 раз.
Они ходят обычно подряд, день за днем. Нормальный западный турист идет за три
дня, как индусы.
Я собирался проходить тоже за три дня, но не раз, а 2-3 раза. Реально
получилось так что путь проще чем когда о нем читаешь, так что первый раз
прошелся за 2 дня, потом был день перерыв, следущий круг за день, опять
перерыв и еще один круг за день. На втором кругу сначала была погода туманная
без осадков. Когда пошли на перевал пошел мелкий снежок, это не мешало. Но
когда с перевала (5600м) спустились вниз (~4900 -4700 метров, точнее не
знаю), то снежок превратился в дождичек. И так это чудо на нас капало весь
конец пути, потому мы шли очень быстро и в результате оказалось что мы
сделали этот круг за 11 часов ровно. (Мы это я и guide). Третий круг был за
13 часов, и замеры времени показывают что лишние два часа были потрачены по
большей части на остановках, а не в пути.
В пути дыхание, когда разойдешься и идешь быстро - на каждый шаг приходится
вдох-выдох. Холотроп в течение нескольких часов, на ходу;). Так приходится
дышать непривычному к горному воздуху. Местные (мой гайд напрмер) дышат также
как мы бы дышали набыстром ходу.
Я потом пошел один и в четвертый раз, но это была неудача. Я пошел по
другому берегу реки, в частности потому что в Lonely Planet написано что по
той (левой по ходу движения) стороне ходят нормальные западные туристы и
оттуда лучше видно гору и бла-бла... короче я пошел, но тропа там ужасная и
местами ее нет, идешь по камням. В одном месте пришлось снимать штаны и
переходить речушку, стекающую с горы, вброд. Короче я стер ноги и после
первой положенной стоянки пошел не на перевал, а назад.
На том обходы священной горы закончились и мы отправились к священному озеру
Манасаровар и потом постепенно домой в Lhasa (произносится Ласа с придыханием
после L).
В целом, с точки зрения удобств и экономики, пока не вылезаешь из Ласы, все
лучше чем в Индии и Непале где я был, но как только вылезаешь, то постерегают
три типа ужасов
-
китайское руководство, которое присутствует в виде необходимости получать
разрешения на путешествия и их показывать в разных местах. Что выливается по
факту в деньги на агенства, которые тебе дадут машину с шофером, гайда...; и
в ограниченность маневра, т.е. маршрут обязан быть размечен заранее (иначе
сложно договориться с агенством).
-
дороги, про которые лучше сказать "в Тибете нет дорог, в Тибете есть
направления". Впрочем и направлениями это тоже не всегда назовешь, вдруг
колея превращается в несколько (десяток) и в какую сторону ехать знает только
местный или очень правильный guide. Впрочем, возвращаться нам не приходилось.
На тему дорог, были и проблемы с машиной. Это был Toyota Land Cruiser года
видимо 88-90. Именно на таких и возят западных туристов. Китайцы же на
Кайлаше оказываются на Land Cruiser более новых моделей (года выпуска не
скажу, не умею определить). Ну и эти старые, хотя и считаются очень
надежными, но это карбюраторная машина, и на поддержание ее денег почти не
дают (т.к. должны по факту идти из кармана шофера, а шофер бедняк). Так что
почти все они плохо заводятся (вспоминаю свой Москвич 2140 и эмилеву
копейку), шофер много раз по пути лазил в свечи, топливный фильтр, один раз
мы поломались так что встречный грузовик нас на металлическом тросе час
возвращал к месту стоянки и там уже машину починили (замена трамблера, что как я понимаю получилось из-за
того что машина долго ездила с плохими свечами и трамблеру за это досталось).
В тот раз шофер умудрился снять и разобрать карбюратор, думая что дело в
нем... устройство карбюратора он явно не знал... но тут приехали другие
машины, которым тоже хотелось проехать по этой узкой горной дороге, так что
все шоферы собрались и стали чинить вместе. Не починили, но потом потолкали,
прицепили и отправили нас на тросе.
-
английский, которого никто не знает. В пределах Ласы еще как-то можно, а
за - никак. Есть два реальных языка - тибетский и китайский. В Непале вдоль
тропы проблем с английским не будет, там это условие выживания сервисов. В
Тибете это не так, и я думаю что потому что (почти) все туристы едут с
гайдами, которые и служат переводчиками. В общем это крайне неудобно. Даже
слово menu никто не распознает.
Туристы: немцы, австрияки, много австралийцев, видел одну группу из Штатов,
японцы, англичане... но все же имеющаяся смесь отличается от того что
встречаешь в Непале и в Индии. В Индии больше "простых" туристов из ближних
стран (из Китая, Гонконга, Тайланда, очень много из Японии), а в Тибете все
больше чисто белые туристы из очень развитых стран.
Есть электрические фотки. Несколько уменьшенных идет отдельным письмом.
Костя Новик, тебе большое спасибо за микро-фонарик. Его вполне хватает для
всех нужд. Реально использовал сочетание фонарик+свечки. Свечки - для
освещения ночью (электричество в некоторых местах отсутствует, в других (во
всех кроме Ласы) его дают с 8 до 12 вечера).
я, мой проводник Dawa (38 лет), шофер Sonam (31 год) и Toyota Land
Cruiser (~14 лет), в таком составе мы проехали от Lhasa до Darchen (около
горы Кайлаш) и обратно. 4 дня в пути в одну сторону, если ехать с утра до
вечера. Реально в первый день пути мы приехали на место стоянки посреди ночи,
потому что застряли в жуткой пробке;) посередь пути. Шоферу было пофиг и он
ехал каждый день по 8-10 часов. На Тойоте видны две 25 литровые канистры -
они нужны т.к. заправок дальше некоторой точки нет и надо брать с собой запас
бензина. Сфотографировано по возвращении во дворе Yak Hotel в Lhasa - на
втором этаже я жил, и оттуда сделан снимок 0003.
- деревня около озера Манасаровар, в которой мы жили. Видна целиком,
все ее здания. Сзади деревни стоят палатки - это магазины;), они же
рестораны, они же reception отелей;). Видно 4 крыши от палаток, и есть еще
одна, невидимая - все они - магазины. Можно купить вермишель быстрого
приготовления, пиво, воду-пепси, китайскую списанную военную тушенку
(свинину, 92,93,97 года), батарейки, лампочки для фонарей, свечи, зажигалки,
выпить yak butter tea или кипяток (в который можно положить что-то свое), а
если напрячься то купить яйца, яблоки и некое подобие хлеба. Рис мало
распространен, но бывает.
вид из окна Yak Hotel в Lhasa. Сотрудницы отеля должны стричь траву,
но большая часть веселиться. Самая дальняя женщина стрижет (видны руки,
ножницы скрыты одежкой, висящей на обрубке дерева. Мешок - с травой. Двор и
отель очень ухожены. Авто по центру - Toyota Land Cruiser, и таких во дворе
бывает много, т.к. при отеле есть тур.агенство Shigatse Travels, через
которых меня вписали в Тибет из Москвы (нужно специальное разрешение и должен
быть куплен тур). И через них же я получил путешествие на Кайлаш. Зад от
черной машины на фото - это зад от Mercedes 600, самой дорогой машины которую
я видел в Китае (Lhasa и Пекин). Довольно странно было видеть там этот Мерс,
он кажется неуместным в Ласе, но - новые Audi A6, Buick Regal производства
шанхайского завода и другие черные лакированные машины вполне есть в Ласе.
Сзади на фото открытая дверь в магазинчик при отеле. Совсем слева сзади виден
низ выезда на главную улицу Ласы - Beijing Lu (Пекинская дорога). Высота Ласы
над уровнем моря 3600 метров.
тибетские школьники идут во дворе школы с урока на урок. И тащат с
собой парты ;). Не знаю зачем. В этой школе мне довелось провести урок
английского ;) у детей в районе 10 лет, несколько классов одновременно.
Посмешище, т.к. они совсем не знают английского, а я тибетского - но в помощь
было выдано два студента иностранных языков Тибетского Государственного
Университета. Меня туда затащил учитель английского языка этой школы, видимо
мой английский был образцом, для того чтобы дети послушали что-то более
native чем его язык. Чтож, и то правда.
велорикша - один из трех публичных транспортов в Ласе.
Типичная клиентка садится на типичного велорикшу.
Еще есть такси (VW Santana китайского производства - это VW Passat ~78 модельного года), цена за поездку
Y10 ~= $1.2 = 40 руб не зависит от того откуда и куда едешь (для
сравнения, та же система в Евпатории, Крым, там цена 5 украинских гривен-рублей ~= $1).
И есть автобусы, цена 1-2 юаня ~= 4-8 рублей. Население Ласы 200,000,
примерный размер 15 на 7 км.
К странице Впечатления
о Тибете
|
 |
 |