Вокруг горы Кайлаш. Впечатления о Тибете

В Тибет

Всем привет, приехал из Тибета. Ходил вокруг горы Кайлаш - 52 км круг, дорога реально не сложная, проще чем было в Непале в районе Аннапурны. Т.к. тропа более нахоженная и там нет того дико крутого подьема по почти голым камням, который был на перевале Thorung La.

Индусы ходят этот путь за три дня. Нормальный тибетец ходит за день, за 14-16 часов, стартуют в 4-6 утра (светает в 7:30) и к 6-8 вечера возвращаются. Кроме того, тибетцы один раз не ходят, обычно минимум три, а так, например, мой guide ходил несколько десятков раз (сам не знает), видели портера который ходил за сотню, тетенька, которая делает все по гостинице в Дарчен (этот городок является началом и концом круга (коры)), ходила 17 раз. Они ходят обычно подряд, день за днем. Нормальный западный турист идет за три дня, как индусы.

Я собирался проходить тоже за три дня, но не раз, а 2-3 раза. Реально получилось так что путь проще чем когда о нем читаешь, так что первый раз прошелся за 2 дня, потом был день перерыв, следущий круг за день, опять перерыв и еще один круг за день. На втором кругу сначала была погода туманная без осадков. Когда пошли на перевал пошел мелкий снежок, это не мешало. Но когда с перевала (5600м) спустились вниз (~4900 -4700 метров, точнее не знаю), то снежок превратился в дождичек. И так это чудо на нас капало весь конец пути, потому мы шли очень быстро и в результате оказалось что мы сделали этот круг за 11 часов ровно. (Мы это я и guide). Третий круг был за 13 часов, и замеры времени показывают что лишние два часа были потрачены по большей части на остановках, а не в пути.

В пути дыхание, когда разойдешься и идешь быстро - на каждый шаг приходится вдох-выдох. Холотроп в течение нескольких часов, на ходу;). Так приходится дышать непривычному к горному воздуху. Местные (мой гайд напрмер) дышат также как мы бы дышали набыстром ходу.

Я потом пошел один и в четвертый раз, но это была неудача. Я пошел по другому берегу реки, в частности потому что в Lonely Planet написано что по той (левой по ходу движения) стороне ходят нормальные западные туристы и оттуда лучше видно гору и бла-бла... короче я пошел, но тропа там ужасная и местами ее нет, идешь по камням. В одном месте пришлось снимать штаны и переходить речушку, стекающую с горы, вброд. Короче я стер ноги и после первой положенной стоянки пошел не на перевал, а назад.

На том обходы священной горы закончились и мы отправились к священному озеру Манасаровар и потом постепенно домой в Lhasa (произносится Ласа с придыханием после L).

В целом, с точки зрения удобств и экономики, пока не вылезаешь из Ласы, все лучше чем в Индии и Непале где я был, но как только вылезаешь, то постерегают три типа ужасов

  • китайское руководство, которое присутствует в виде необходимости получать разрешения на путешествия и их показывать в разных местах. Что выливается по факту в деньги на агенства, которые тебе дадут машину с шофером, гайда...; и в ограниченность маневра, т.е. маршрут обязан быть размечен заранее (иначе сложно договориться с агенством).
  • дороги, про которые лучше сказать "в Тибете нет дорог, в Тибете есть направления". Впрочем и направлениями это тоже не всегда назовешь, вдруг колея превращается в несколько (десяток) и в какую сторону ехать знает только местный или очень правильный guide. Впрочем, возвращаться нам не приходилось. На тему дорог, были и проблемы с машиной. Это был Toyota Land Cruiser года видимо 88-90. Именно на таких и возят западных туристов. Китайцы же на Кайлаше оказываются на Land Cruiser более новых моделей (года выпуска не скажу, не умею определить). Ну и эти старые, хотя и считаются очень надежными, но это карбюраторная машина, и на поддержание ее денег почти не дают (т.к. должны по факту идти из кармана шофера, а шофер бедняк). Так что почти все они плохо заводятся (вспоминаю свой Москвич 2140 и эмилеву копейку), шофер много раз по пути лазил в свечи, топливный фильтр, один раз мы поломались так что встречный грузовик нас на металлическом тросе час возвращал к месту стоянки и там уже машину починили (замена трамблера, что как я понимаю получилось из-за того что машина долго ездила с плохими свечами и трамблеру за это досталось). В тот раз шофер умудрился снять и разобрать карбюратор, думая что дело в нем... устройство карбюратора он явно не знал... но тут приехали другие машины, которым тоже хотелось проехать по этой узкой горной дороге, так что все шоферы собрались и стали чинить вместе. Не починили, но потом потолкали, прицепили и отправили нас на тросе.
  • английский, которого никто не знает. В пределах Ласы еще как-то можно, а за - никак. Есть два реальных языка - тибетский и китайский. В Непале вдоль тропы проблем с английским не будет, там это условие выживания сервисов. В Тибете это не так, и я думаю что потому что (почти) все туристы едут с гайдами, которые и служат переводчиками. В общем это крайне неудобно. Даже слово menu никто не распознает.

Туристы: немцы, австрияки, много австралийцев, видел одну группу из Штатов, японцы, англичане... но все же имеющаяся смесь отличается от того что встречаешь в Непале и в Индии. В Индии больше "простых" туристов из ближних стран (из Китая, Гонконга, Тайланда, очень много из Японии), а в Тибете все больше чисто белые туристы из очень развитых стран.

Есть электрические фотки. Несколько уменьшенных идет отдельным письмом.

Костя Новик, тебе большое спасибо за микро-фонарик. Его вполне хватает для всех нужд. Реально использовал сочетание фонарик+свечки. Свечки - для освещения ночью (электричество в некоторых местах отсутствует, в других (во всех кроме Ласы) его дают с 8 до 12 вечера).

я, мой проводник Dawa (38 лет), шофер Sonam (31 год) и Toyota Land Cruiser (~14 лет), в таком составе мы проехали от Lhasa до Darchen (около горы Кайлаш) и обратно. 4 дня в пути в одну сторону, если ехать с утра до вечера. Реально в первый день пути мы приехали на место стоянки посреди ночи, потому что застряли в жуткой пробке;) посередь пути. Шоферу было пофиг и он ехал каждый день по 8-10 часов. На Тойоте видны две 25 литровые канистры - они нужны т.к. заправок дальше некоторой точки нет и надо брать с собой запас бензина. Сфотографировано по возвращении во дворе Yak Hotel в Lhasa - на втором этаже я жил, и оттуда сделан снимок 0003.

- деревня около озера Манасаровар, в которой мы жили. Видна целиком, все ее здания. Сзади деревни стоят палатки - это магазины;), они же рестораны, они же reception отелей;). Видно 4 крыши от палаток, и есть еще одна, невидимая - все они - магазины. Можно купить вермишель быстрого приготовления, пиво, воду-пепси, китайскую списанную военную тушенку (свинину, 92,93,97 года), батарейки, лампочки для фонарей, свечи, зажигалки, выпить yak butter tea или кипяток (в который можно положить что-то свое), а если напрячься то купить яйца, яблоки и некое подобие хлеба. Рис мало распространен, но бывает.

вид из окна Yak Hotel в Lhasa. Сотрудницы отеля должны стричь траву, но большая часть веселиться. Самая дальняя женщина стрижет (видны руки, ножницы скрыты одежкой, висящей на обрубке дерева. Мешок - с травой. Двор и отель очень ухожены. Авто по центру - Toyota Land Cruiser, и таких во дворе бывает много, т.к. при отеле есть тур.агенство Shigatse Travels, через которых меня вписали в Тибет из Москвы (нужно специальное разрешение и должен быть куплен тур). И через них же я получил путешествие на Кайлаш. Зад от черной машины на фото - это зад от Mercedes 600, самой дорогой машины которую я видел в Китае (Lhasa и Пекин). Довольно странно было видеть там этот Мерс, он кажется неуместным в Ласе, но - новые Audi A6, Buick Regal производства шанхайского завода и другие черные лакированные машины вполне есть в Ласе. Сзади на фото открытая дверь в магазинчик при отеле. Совсем слева сзади виден низ выезда на главную улицу Ласы - Beijing Lu (Пекинская дорога). Высота Ласы над уровнем моря 3600 метров.

тибетские школьники идут во дворе школы с урока на урок. И тащат с собой парты ;). Не знаю зачем. В этой школе мне довелось провести урок английского ;) у детей в районе 10 лет, несколько классов одновременно. Посмешище, т.к. они совсем не знают английского, а я тибетского - но в помощь было выдано два студента иностранных языков Тибетского Государственного Университета. Меня туда затащил учитель английского языка этой школы, видимо мой английский был образцом, для того чтобы дети послушали что-то более native чем его язык. Чтож, и то правда.

велорикша - один из трех публичных транспортов в Ласе.
Типичная клиентка садится на типичного велорикшу. Еще есть такси (VW Santana китайского производства - это VW Passat ~78 модельного года), цена за поездку Y10 ~= $1.2 = 40 руб не зависит от того откуда и куда едешь (для сравнения, та же система в Евпатории, Крым, там цена 5 украинских гривен-рублей ~= $1). И есть автобусы, цена 1-2 юаня ~= 4-8 рублей. Население Ласы 200,000, примерный размер 15 на 7 км.



К странице Впечатления о Тибете




blog comments powered by Disqus

Последние обсуждения на форуме Тибет.ру
Warning: require(/www/site/forum.tibet.ru/main.inc.php): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/forum.tibet.ru/last/last_to_main.php on line 42 Fatal error: require(): Failed opening required '/www/site/forum.tibet.ru/main.inc.php' (include_path='.:/etc/php5/lib/php') in /var/www/forum.tibet.ru/last/last_to_main.php on line 42
Фотографии Тибета






Другие фотографии ...

Заглавная Поездка Энциклопедия Фотографии Вопросы Форум О Тибет.Ру

Автор: Vladimir Pavlov Дизайн: inSTYLE.ru Rambler's Top100Rambler's Top100 Контакты
© Tibet.ru 2002-12