|
Открытие мира МАЙТРЕИ
Н. Д. Яньков (1935-1978), журналист
Бурятский улус Урда-Ага знаменит
тем, что здесь родился Гомбожап Цыбиков -
путешественник, профессор-востоковед,
исследователь Тибета.
Именно в Урда-Аге готовился
караван Цыбикова в далекую Лхасу, куда до
него не мог проникнуть ни один ученый-востоковед
России. День и ночь горели костры, гремели
ступы, мелькали разноцветные куски материи,
ржали кони. Пожилые урдаагинцы шили для
участников похода одежду, толкли сушеное
мясо, варили саламат - муку с маслом,
снаряжали коней, а молодежь танцевала и
водила хор вокруг костров. Сборы Цыбикова в
Лхасу превратились в большой праздник для
улуса.
Есть
среди преданий о Цыбикове одно, которое
нельзя оставить без внимания. Один из
тибетских прорицателей якобы предсказал
Цыбикову, что он пройдет жизненный путь,
полный труда, величия и почета. И смерть его
будет так же почетна: из его черепа, который,
как и у всех мудрых людей, не имеет шва,
изготовят священный сосуд - габалу…
Пройдет много дней пути, прежде
чем Цыбиков запишет в дневнике: «22 января
навьючили верблюдов около полуночи и на
рассвете уже проходили мимо города Синин-Фу,
называемого монголами Сэлин. Затем
повернули на реку Гуй, поднимались по ней
верст семнадцать и, взявши дорогу направо,
перевалили через небольшой холм. С вершины
этого перевала перед нами открылся вид на
монастырь Гумбум, отстоящий от Синин-Фу
верстах в двадцати пяти. Не имея в монастыре
знакомых, я недоумевал, где бы остановиться,
но тотчас по въезде в монастырь с нами
встретился один молодой бурятский лама,
который посоветовал нам остановиться в
доме прорицателя Лон-бо-чойчжона. Здесь мне
оказали хороший прием и отвели небольшую
комнату, где я прожил от 22 января до 6
февраля и от 28 февраля до самого отъезда в
Тибет 25 апреля 1900 года».
Полное название монастыря
звучало так: Гумбум Чжамба-Лин, что в
переводе означает "мир Майтреи со ста
тысячами изображений". Согласно легенде,
в местности Цзонха (Падь Дикого Лука), где
раскинулся монастырь с многочисленными
постройками, в 1357 году родился знаменитый
реформатор буддизма Цзонхава. Там, где была
пролита кровь от его пупка, воздвигли
субурган - священную ступу. Через несколько
лет на этом месте чудесным образом выросло
сандаловое дерево (цан-дан), на листьях
которого проявились изображения богов
Манджушри, Яматаки, Авалокитешвары (Львиноголосого),
Махакалы.
Уехав в Центральный Тибет,
Цзонхава, или Дикий Лук, завоевал среди
ламства громкую репутацию. Долгое время из-за
обилия дел он не мог навестить свою мать в
Цзонха и однажды на ее письмо с просьбой приехать
якобы ответил: «Построй над священным сандаловым
деревом субурган со ста тысячами
изображений Львиноголосого - это будет
равноценно нашему свиданию, а для всех
остальных живых существ - великая польза".
Мать будто бы так и сделала, как велел ее сын
- прославленный на весь Тибет Дикий Лук.
Укрываясь от посторонних,
Цыбиков заносит в дневник и сведения о том,
что в 1560 году один из лам построил в Гумбуме,
«возле субургана, небольшую келью и в ней
поселил около десяти своих учеников, число
коих затем увеличилось до тридцати. На
пятом году правления императора Ван Ли, в
год огненной коровы (т. е. в 1577 году), был
построен храм, в котором была поставлена
статуя двенадцатилетнего «спасителя
Майтреи», сделанная из целебной глины».
Перебирая четки, набожные
пилигримы снуют среди святынь Гумбума. В
руках ученого большая молитвенная мельница,
но в ней спрятан фотоаппарат. Через
хитроумную систему отверстий Цыбиков
незаметно фотографирует улицы и святыни
Гумбума. Его внимание привлекает и дерево
цан-дан, укрытое от глаз паломников внутри
большого субургана, отделанного серебром,
золотом и желтым китайским атласом.
Рядом с субурганом, в котором
укрыт цан-дан, стоит другое дерево, будто бы
имеющее с ним общий корень. Цыбиков делает
снимки: изображений богов на листьях
разобрать нельзя, но на коре дерева
отчетливо видны священные письмена. Вид
этих букв приводит молящихся в экстаз, но
Цыбикова интересует лишь «способ, каким
воспроизводят так искусно буквы на
древесной коре».
Цыбиков посещает медицинский
факультет Гумбума, стремясь разгадать
загадки тибетского врачевания, знакомится
с факультетом Чжюд. Учатся там избранные -
те, кто способен выдержать психические и
моральные перегрузки. Бесценной реликвией
храма Чжюд считается габала. Цыбиков
внутренне содрогается: «В этом дацане
хранится череп матери Цзонхавы... Он отделан
золотом и, обращенный кверху, содержит в
себе зерна риса, которые раздаются
богомольцам как священные, имеющие силу
исцелять болезни. Кроме того, говорят, что
эти зерна сами размножаются, почему они
очень способствуют обогащению своих
владельцев».
В монастырях Гумбум и Лабран
Цыбиков провел почти три месяца. Ждал, когда
начнется массовый ход паломников из
Монголии на большой праздничный молебен в
Лхасу. В страхе перед разбойниками
паломники предпочитают одолевать дороги
Тибета большими отрядами. У многих с собой
оружие. Четки и молитвенные мельницы -
хорошо, но карабин или винчестер надежнее.
Рассказывают ужасы про людей гансыламы
Рабдана, которые живут за счет грабежей
верующих.
Рабдан когда-то был монахом, но
скоро ему наскучило перебирать четки и
видеть синий дым воскурении перед медными
ликами богов. Рабдана прельстили звон монет,
стрельба, топот конских копыт по сухой
равнине Цайдама. Под старость ганса-лама
Рабдан поселился на северо-восточном
берегу озера Кукунор, от времени сморщился
и ослеп, но все еще продолжал грабить.
Боясь встречи с отрядами гансы-ламы,
караван, к которому примкнул Цыбиков,
миновал озеро Кукунор с южной стороны.
Небесно-синяя вода Кукунора считается
священной, и паломники омылись этой водой,
чтобы прогнать грехи, болезни и страхи.
Начинается Тибет. Перевал Куку-Тоно,
Узкая дорога, лепится к отвесным скалам, под
которыми бурлят глубокие воды реки Найчжи.
По этому карнизу легко пройдет лишь мул с
малыми вьюками. Но в караване есть и
верблюды с громоздким грузом на спине и
боках. Поэтому паломники решаются одолеть
перевал Куку-Тоно напрямик. Караванщики,
жалея вьючных животных, которые задыхаются,
как и люди, переносят часть грузов на своих
спинах. Бараны (их гонят с собой в качестве
провианта) шарахаются от страха при виде
крутых откосов, из-под ног верблюдов и
лошадей с грохотом срываются камни...
Цыбикову приходится скрывать
истинную цель своего путешествия в Лхасу:
дорога в Тибет для неверующих закрыта.
Цыбиков вместе со всеми перебирал четки и
читал молитвы перед началом и окончанием
дороги через перевал. Выручала его книга
Цзонхавы «Лам-рим-чем-по», между строк
которой под видом благочестивых пометок и
перевода на монгольский он вписывал строки
дневника.
21 июля караван, перевалив через
хребет Бум-цзей (Сто тысяч вершин), прибыл в
падь Накчу-цонра, населенную ламаистами-скотоводами.
Несмотря на свой скромный вид (несколько
заимок и невзрачный монастырек), Накчу-цонра
являлся своего рода духовным контрольным
постом Лхасы. После тщательного опроса
паломников выявляют затаившихся иноверцев,
безбожников и отправляют их обратно - в
сущности на растерзание грабителей.
Начальник каравана в раздумье.
Среди паломников за время длинного пути
пошел шепоток: Гомбожап Цыбиков вовсе не
настоящий паломник, и идет он в Лхасу не на
молебен, а с какой-то другой целью. «Светский
человек с русскими манерами» - так
отзываются спутники о Цыбикове. Начальник
каравана без обиняков говорит Цыбикову, что
он обязан доложить хамбо-ламе, правителю
Накчу-цонра, о присутствии в их караване
человека с «русскими манерами». Но если
есть деньги, то Цыбиков может откупиться,
говорит начальник каравана, пусть выложит
пять ланов серебром на подарки хамбо-ламе.
Ученому предложили лично явиться к «его
святейшеству».
У дверей дома хамбо-ламы висят
плети: деревянная рукоятка, крученые
сыромятные ремни с узлами на концах. Плети
висят, конечно, не для украшения: бьют ими
тех, кто совершает провинность. Идет,
например, в Лхасу, не будучи освящен
ламаистской верой.
К хамбо-ламе Цыбикова
сопровождает бурятский лама Чойнжор Аюшнев,
и до плетей дело не доходит. Знающий все
тонкости восточной лести и тибетского
этикета, Чойнжор производит на хамбо-ламу
самое хорошее впечатление. Хамбо-лама
отпускает Цыбикова с миром, более того, ему
разрешается посетить святая святых Тибета -
город Лхасу.
Горы Тибета вспарывают пелену
облаков, будоражат воображение. Вершины -
трубы воспевают мощь мироздания.
Человеческие чувства и фантазия на пределе.
- Габала... счастье... Майтрея...
великий дух Шамба-лы, - шепчут возле ночных
костров усталые паломни-ки.
Дневники Цыбикова классически
сдержанны - читатель едва улавливает
волнение сердца за бесстрастной строкой
историка и этнографа.
Лхаса - «страна небожителей» (так
переводится на русский это название). Горят
огнем золотые крыши Поталы. Стены дворца
далай-ламы как бы вырастают прямо из гор.
Потала - музыка древнего камня, музыка гор-
Цыбиков осматривает храм Прул-нан-цзуг-лаг-хан
{Храм чудесного сияния), знакомится с бытом
лхасцев, с обычаями в монастырях. Много
нищих. Дома простых жителей сложены из
кирпича-сырца, улицы кривы и узки.
Храм Большого Чжу - главная
святыня "страны небожителей". Цыбиков
изучает храм, процесс богослужения.
Фотоаппарат, спрятанный в молитвенной мельнице,
издает короткие щелчки.
Молитвы Большому и Малому Чжу
сопровождаются подношением монет, масла,
слитков золота. Неимущие и те, кто осуждает
• корыстолюбие святых, молятся «врастяжку»,
ползут к статуям Чжу, издали отбивая
поклоны. Таких поклонов, если нет в кармане
золота, надо совершить сто тысяч.
Цыбиков изучает жизнь не только
буддийских сановников, но и простых
тибетцев, которые кормят Лхасу с ее
тысячными толпами богомольцев.
Интересуется искусством прорицателей. Как
мы помним, в Гумбуме ученый жил в доме
прорицателя, в Лабране он также посетил
сеанс предсказаний. Задавал ли Цыбиков
вопросы о своей дальнейшей судьбе? Ведь он
проник в Лхасу в одежде бурятского ламы и
вполне мог это сделать...
В монастырях Лхасы живут и учатся
молодые бурятские ламы. Особенно много их
оказалось в монастыре Брайбун - более
сорока человек. Цыбиков заказывает в храме
Чжу молебен, дарит каждому земляку немного
денег.
«4 февраля 1901 года я был на
поклонении у далай-ламы как "обыкновенный
богомолец». Лицезрение «его святейшества"
стоит недешево: в казну Поталы надо внести
восемь ланов серебра. Золотые ступы с
прахом далай-лам, многовековой запах
воскурении и лампадного масла в
лабиринтах Поталы. Долгое и нудное ожидание
в приемной. Наконец открывается тяжелая
кованая дверь, ведущая в полусумрачный зал.
«Прямо против двери поставлен высокий
трон, обращенный к двери, на котором по-восточному
восседал далай-лама, завернувшись желтой
мантией, называемой чжянши, что буквально
значит - китайская шелковая материя с
разноцветным шитьем. Голова его была
покрыта желтой остроконечной шапкой
цзонхавинского образца... По обе стороны
трона стояла свита из четырех-пяти человек,
среди коих на первом плане стояли два
телохранителя, выбираемые из самых
высоких и представительных по наружности
лам... Лишь только мы вошли в дверь, началась
какая-то спешная погоня, нас стоявшие здесь
ламы заставили как можно скорее двигаться
вперед, а если кто обращал взоры в сторону
или иным образом мешкал, того немилосердно
толкали вперед".
Церемония
поклонения проходит несколько раздраженно
и скомканно. Цыбиков под прицелом многих
внимательных глаз. Несомненно, далай-ламе
доложили, что вокруг Поталы который день
кружит «светский человек с русскими
манерами", что-то чертит и пишет в
книжечку, глядит на Поталу сквозь
молитвенную мельницу, в которой, надо
полагать, спрятана адская машинка. Что
делать с таким человеком? Он вроде бы
достоин самого жестокого наказания, но "отмечен
небом, череп его имеет особое строение -
священная габала!".
Паломники отбивают поклоны перед
троном далай-ламы, вручают хадаки -
дарственные платки. После всех подношений
далай-лама принял хадак и благословил меня
приложением своей правой
руки к моему темени. В это время ему подали
шнурок из ленты шелковой материи, он связал
узел и, дунув на него, положил на мою шею.
Такой шнурок с узлом называется по-монгольски
цзангя, а по-тибетски сун-дуд. Этот
охранительный узел, освященный дуновением
после прочтения особого заклинания,
считается талисманом, охраняющим от
несчастий. Я отошел в сторону, моих
товарищей он только благословил помянутым
способом". Удивительно, но
охранительный талисман цзангя получает
один Цыбиков!
Начинается церемония чаепития.
Далай-лама спрашивает (отвечать на вопрос
далай-ламы не положено!), хорошо ли было
паломникам в дороге, спокойно ли на родине.
Вносят вареный рис, щедро наполняют им чашки,
но тут опять начинается нечто странное.
Богомольцы едва успевают бросить в рот по
щепотке риса, как ламы тут же требуют
очистить зал. Громадного роста
телохранители выталкивают богомольнее в
спины, машут бичами, кричат: «Скорей
убирайтесь!»
Лхаса готовится к празднику
ло-сар, наступает Новый год. Через три дня на
рассвете в храмах Чжу будет большой
молебен.
Цыбиков работает в поте лица,
фотографирует и записывает. Соглядатаи
вроде утихомирились и поотстали; шутка ли -
у него охранный талисман самого далай-ламы!
В монастырях ученый у лам покупает древние
буддийские книги, слушает диспуты монахов.
Книг набралось несколько тюков. Для особо
ценных Цыбиков покупает дорожные сундуки,
обитые серебром и железом.
Сейчас эти сундуки находятся на
родине Цыбикова, в Агинском краеведческом
музее. Там же хранятся одежда и личные вещи
профессора. Книги, вывезенные им из Тибета,
стали собственностью научных библиотек.
Ученые-востоковеды и знаменитые
путешественники России достойно оценили
подвиг ученого. Цыбиков сделал то, что не
удалось сделать другим: Лхаса перестала
быть «белым пятном" на картах науки.
Материалов, вывезенных Цыбиковым
из Тибета, ученым хватило на многие
десятилетия. Часть сочинений философов-пандитов
не прочитана до сих пор. Имя Цыбикова
помянет добром еще не одно поколение востоковедов.
Его труд "Буддист-паломник у святынь Тибета",
изданный в Петрограде в 1918 году, - бездонный
кладезь знаний жизни Тибета. Книгу украшают
прекрасные фотографии автора. Молитвенная
мельница с прорезью для объектива помогла,
да еще как!..
Профессор умер в Агинском осенью
1930 года. Но где же могила Цыбикова?
Ананда Лыксоков и старый учитель
Дарма-Базар Жигмитов озадачены и смущены
этим вопросом. Ананда ведет к себе - он живет
сейчас в домике профессора. Маленький сарай,
летник, загон для овец. Во дворе заметны
следы фундамента - плиты камня, которые
составляют квадрат примерно в четыре
квадратных метра.
- Здесь стоял субурган. - говорит
Ананда, На пути от Урги до Лхасы профессор
видел тысячи субурганов - молитвенных ступ.
Субурган остался для него символом Тибета.
Очевидно, в память о своем походе профессор
построил субурган возле своего домика. За
год до смерти профессор задумал большой
атеистический труд - мне показывали его
тетрадь с набросками и доброй сотней цитат
из сочинений философов о боге.
- Агинский дацан того времени, -
говорит Дарма-Базар, - имел на Цыбикова свои
виды. Когда профессор умер, ламы сделали
все, чтобы заполучить его останки.
- Габала?!
- Ламы старались держать это в
тайне...
Ананда Лыксоков показывает
портрет своего отца: первый бурятский врач.
получивший европейское образование. Лыксок
Жабэ. Гомбожап Цыбиков умер на руках
Лыксока Жабэ. Тот был его лечащим врачом и
работал в больнице, которая располагалась в
храме дацана. Смерть профессора (умер он в
бурятской войлочной юрте, которую
распорядился поставить перед самой смертью)
вызвала скорбь и растерянность близких
людей, чем и воспользовались ламы: Цыбиков
был похоронен на кладбище дацана по старому
обычаю, на поверхности земли.
Тела умерших пеленали кусками
ткани и укладывали их на деревянные
подставки. Именно так и был похоронен
Цыбиков. На другой день после похорон
родственники увидели, что тело профессора
обезглавлено…
Кто из лам это сделал - осталось
тайной, таинственно исчезла и сама габала.
Ее искали многие. Возможно, агинскив ламы
сумели переправить габалу в Лхасу, стараясь
тем самым заполучить благосклонность далай-ламы,
или же спрятали ее у себя.
А там, где когда-то было кладбище
Агинского дацана, сейчас чистое поле. Но
Гомбожап Цыбиков не забыт. Именем
профессора названа улица окружного центра,
недалеко от здания окрисполкома воздвигнут
памятник знаменитому востоковеду.
1876 г.
_______________________________________________________________________
* Цыбиков Гомбожап Цэбекович
(1873-1930) - русский (бурятский) путешественник,
первым посетивший Лхасу. Путешествие в
Тибет, предпринятое на средства Русского
Географического Общества, продолжалось 888
дней. Автор около 30 научных трудов. Главный
труд «Буддист-паломник у святынь Тибета»
принес ему мировую известность, а
публикация 11 уникальных фотографий Лхасы
спасла в 1905г. журнал «National Geographic» от
банкротства. Был удостоен высшей награды
Русского Географического Общества - премии
имени Н.М. Пржевальского и золотой медали “За
блестящие результаты путешествия в Лхасу”,
итогом которого были фундаментальные труды
по истории и культуре Тибета, грамматике
монгольских и тибетского языков.
К странице:
Великие первооткрыватели Тибета
|
|