Вокруг горы Кайлаш. Впечатления о Тибете

В Тибет

Всем привет, приехал из Тибета. Ходил вокруг горы Кайлаш - 52 км круг, дорога реально не сложная, проще чем было в Непале в районе Аннапурны. Т.к. тропа более нахоженная и там нет того дико крутого подьема по почти голым камням, который был на перевале Thorung La.

Индусы ходят этот путь за три дня. Нормальный тибетец ходит за день, за 14-16 часов, стартуют в 4-6 утра (светает в 7:30) и к 6-8 вечера возвращаются. Кроме того, тибетцы один раз не ходят, обычно минимум три, а так, например, мой guide ходил несколько десятков раз (сам не знает), видели портера который ходил за сотню, тетенька, которая делает все по гостинице в Дарчен (этот городок является началом и концом круга (коры)), ходила 17 раз. Они ходят обычно подряд, день за днем. Нормальный западный турист идет за три дня, как индусы.

Я собирался проходить тоже за три дня, но не раз, а 2-3 раза. Реально получилось так что путь проще чем когда о нем читаешь, так что первый раз прошелся за 2 дня, потом был день перерыв, следущий круг за день, опять перерыв и еще один круг за день. На втором кругу сначала была погода туманная без осадков. Когда пошли на перевал пошел мелкий снежок, это не мешало. Но когда с перевала (5600м) спустились вниз (~4900 -4700 метров, точнее не знаю), то снежок превратился в дождичек. И так это чудо на нас капало весь конец пути, потому мы шли очень быстро и в результате оказалось что мы сделали этот круг за 11 часов ровно. (Мы это я и guide). Третий круг был за 13 часов, и замеры времени показывают что лишние два часа были потрачены по большей части на остановках, а не в пути.

В пути дыхание, когда разойдешься и идешь быстро - на каждый шаг приходится вдох-выдох. Холотроп в течение нескольких часов, на ходу;). Так приходится дышать непривычному к горному воздуху. Местные (мой гайд напрмер) дышат также как мы бы дышали набыстром ходу.

Я потом пошел один и в четвертый раз, но это была неудача. Я пошел по другому берегу реки, в частности потому что в Lonely Planet написано что по той (левой по ходу движения) стороне ходят нормальные западные туристы и оттуда лучше видно гору и бла-бла... короче я пошел, но тропа там ужасная и местами ее нет, идешь по камням. В одном месте пришлось снимать штаны и переходить речушку, стекающую с горы, вброд. Короче я стер ноги и после первой положенной стоянки пошел не на перевал, а назад.

На том обходы священной горы закончились и мы отправились к священному озеру Манасаровар и потом постепенно домой в Lhasa (произносится Ласа с придыханием после L).

В целом, с точки зрения удобств и экономики, пока не вылезаешь из Ласы, все лучше чем в Индии и Непале где я был, но как только вылезаешь, то постерегают три типа ужасов

  • китайское руководство, которое присутствует в виде необходимости получать разрешения на путешествия и их показывать в разных местах. Что выливается по факту в деньги на агенства, которые тебе дадут машину с шофером, гайда...; и в ограниченность маневра, т.е. маршрут обязан быть размечен заранее (иначе сложно договориться с агенством).
  • дороги, про которые лучше сказать "в Тибете нет дорог, в Тибете есть направления". Впрочем и направлениями это тоже не всегда назовешь, вдруг колея превращается в несколько (десяток) и в какую сторону ехать знает только местный или очень правильный guide. Впрочем, возвращаться нам не приходилось. На тему дорог, были и проблемы с машиной. Это был Toyota Land Cruiser года видимо 88-90. Именно на таких и возят западных туристов. Китайцы же на Кайлаше оказываются на Land Cruiser более новых моделей (года выпуска не скажу, не умею определить). Ну и эти старые, хотя и считаются очень надежными, но это карбюраторная машина, и на поддержание ее денег почти не дают (т.к. должны по факту идти из кармана шофера, а шофер бедняк). Так что почти все они плохо заводятся (вспоминаю свой Москвич 2140 и эмилеву копейку), шофер много раз по пути лазил в свечи, топливный фильтр, один раз мы поломались так что встречный грузовик нас на металлическом тросе час возвращал к месту стоянки и там уже машину починили (замена трамблера, что как я понимаю получилось из-за того что машина долго ездила с плохими свечами и трамблеру за это досталось). В тот раз шофер умудрился снять и разобрать карбюратор, думая что дело в нем... устройство карбюратора он явно не знал... но тут приехали другие машины, которым тоже хотелось проехать по этой узкой горной дороге, так что все шоферы собрались и стали чинить вместе. Не починили, но потом потолкали, прицепили и отправили нас на тросе.
  • английский, которого никто не знает. В пределах Ласы еще как-то можно, а за - никак. Есть два реальных языка - тибетский и китайский. В Непале вдоль тропы проблем с английским не будет, там это условие выживания сервисов. В Тибете это не так, и я думаю что потому что (почти) все туристы едут с гайдами, которые и служат переводчиками. В общем это крайне неудобно. Даже слово menu никто не распознает.

Туристы: немцы, австрияки, много австралийцев, видел одну группу из Штатов, японцы, англичане... но все же имеющаяся смесь отличается от того что встречаешь в Непале и в Индии. В Индии больше "простых" туристов из ближних стран (из Китая, Гонконга, Тайланда, очень много из Японии), а в Тибете все больше чисто белые туристы из очень развитых стран.

Есть электрические фотки. Несколько уменьшенных идет отдельным письмом.

Костя Новик, тебе большое спасибо за микро-фонарик. Его вполне хватает для всех нужд. Реально использовал сочетание фонарик+свечки. Свечки - для освещения ночью (электричество в некоторых местах отсутствует, в других (во всех кроме Ласы) его дают с 8 до 12 вечера).

я, мой проводник Dawa (38 лет), шофер Sonam (31 год) и Toyota Land Cruiser (~14 лет), в таком составе мы проехали от Lhasa до Darchen (около горы Кайлаш) и обратно. 4 дня в пути в одну сторону, если ехать с утра до вечера. Реально в первый день пути мы приехали на место стоянки посреди ночи, потому что застряли в жуткой пробке;) посередь пути. Шоферу было пофиг и он ехал каждый день по 8-10 часов. На Тойоте видны две 25 литровые канистры - они нужны т.к. заправок дальше некоторой точки нет и надо брать с собой запас бензина. Сфотографировано по возвращении во дворе Yak Hotel в Lhasa - на втором этаже я жил, и оттуда сделан снимок 0003.

- деревня около озера Манасаровар, в которой мы жили. Видна целиком, все ее здания. Сзади деревни стоят палатки - это магазины;), они же рестораны, они же reception отелей;). Видно 4 крыши от палаток, и есть еще одна, невидимая - все они - магазины. Можно купить вермишель быстрого приготовления, пиво, воду-пепси, китайскую списанную военную тушенку (свинину, 92,93,97 года), батарейки, лампочки для фонарей, свечи, зажигалки, выпить yak butter tea или кипяток (в который можно положить что-то свое), а если напрячься то купить яйца, яблоки и некое подобие хлеба. Рис мало распространен, но бывает.

вид из окна Yak Hotel в Lhasa. Сотрудницы отеля должны стричь траву, но большая часть веселиться. Самая дальняя женщина стрижет (видны руки, ножницы скрыты одежкой, висящей на обрубке дерева. Мешок - с травой. Двор и отель очень ухожены. Авто по центру - Toyota Land Cruiser, и таких во дворе бывает много, т.к. при отеле есть тур.агенство Shigatse Travels, через которых меня вписали в Тибет из Москвы (нужно специальное разрешение и должен быть куплен тур). И через них же я получил путешествие на Кайлаш. Зад от черной машины на фото - это зад от Mercedes 600, самой дорогой машины которую я видел в Китае (Lhasa и Пекин). Довольно странно было видеть там этот Мерс, он кажется неуместным в Ласе, но - новые Audi A6, Buick Regal производства шанхайского завода и другие черные лакированные машины вполне есть в Ласе. Сзади на фото открытая дверь в магазинчик при отеле. Совсем слева сзади виден низ выезда на главную улицу Ласы - Beijing Lu (Пекинская дорога). Высота Ласы над уровнем моря 3600 метров.

тибетские школьники идут во дворе школы с урока на урок. И тащат с собой парты ;). Не знаю зачем. В этой школе мне довелось провести урок английского ;) у детей в районе 10 лет, несколько классов одновременно. Посмешище, т.к. они совсем не знают английского, а я тибетского - но в помощь было выдано два студента иностранных языков Тибетского Государственного Университета. Меня туда затащил учитель английского языка этой школы, видимо мой английский был образцом, для того чтобы дети послушали что-то более native чем его язык. Чтож, и то правда.

велорикша - один из трех публичных транспортов в Ласе.
Типичная клиентка садится на типичного велорикшу. Еще есть такси (VW Santana китайского производства - это VW Passat ~78 модельного года), цена за поездку Y10 ~= $1.2 = 40 руб не зависит от того откуда и куда едешь (для сравнения, та же система в Евпатории, Крым, там цена 5 украинских гривен-рублей ~= $1). И есть автобусы, цена 1-2 юаня ~= 4-8 рублей. Население Ласы 200,000, примерный размер 15 на 7 км.



К странице Впечатления о Тибете




купить кровать чердак по фото
blog comments powered by Disqus

Фотографии Тибета

Монастырь Чиу (Chiu)
Монастырь Чиу (Chiu)

Зап.Тибет. Цапаранг (Tsaparang)
Зап.Тибет. Цапаранг (Tsaparang)

Другие фотографии ...

Заглавная Поездка Энциклопедия Фотографии Вопросы Форум О Тибет.Ру

Автор: Vladimir Pavlov Дизайн: inSTYLE.ru Rambler's Top100Rambler's Top100 Контакты
© Tibet.ru 2002-12