Словарь буддизма - З

ЗАКОН ЗАВИСИМОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ (санскр. — пратитья-самутпада, пали — патичча-самуппада) — цепь причинности. Описывает деятельность отд. элементов-дхарм в мировом процессе, последовательность их появления в пространстве и во времени, в част., последовательность причин страдания и событий, ведущих к рождению, старости и смерти. Буддисты различают 3 вида причинных связей: для элементов мертвой материи, для органич. мира, где происходит постоянный рост живых существ: для психич. мира, где действие нравств. причинности (карма) накладывается поверх естеств. причинности, действующей в мире живого. В мире неживой материи причины и следствия однородны, напр. 4 главных и 4 вторичных элемента материи связывает отношение одновременности (сахабху). В органич. мире выражением цепи причинности является двенадцатичленная формула “колеса жизни”. Эта формула вызвала много схоластич. дискуссий в разных школах буддизма, связанных с расхождениями в определении числа составляющих ее элементов (в нек-рых школах называли не 12, а 10, 9, 5 и даже 3 ступени, по к-рым распределяются образующие живое существо элементы). В живописи двенадцатичленная формула изображалась как внешний обод “колеса жизни”. Действующая в мире сознания карма является гл. силой, контролирующей постепенный прогресс мирового процесса к окончат. освобождению. Н. А. Канаева

ЗАСЛУГА (санскр. — пунья, пали — пуння) — благое действие (положит. поступок), влияющее на формирование хорошей кармы. Антонимами этого термина являются апунья (дурные поступки) и папа (зло), формирующие плохую карму. В концепцию заслуги включены такие понятия, как благие потоки, дурные потоки, поле благой заслуги, источники заслуги, передача заслуги, заслуги, формирующие хорошую карму чувственного мира, заслуги, присущие сферам чувственного, иллюзорного и чистого сознания, и др. понятия. В буддизме тхеравады сангха именуется “несравненным полем заслуги в этом мире”, что обосновывается двумя гл. канонич., т. е. не подлежащими сомнению, положениями. Во-первых, сангха была основана самим Буддой, ее члены слушали поучения из его уст. и традиции “слушавших самого учителя” с тех пор сохраняются в будд. общине. Во-вторых, члены сангхи накапливают заслуги с помощью медитации. В канонич. текстах описываются 6 стадий накопления заслуг через медитацию: воспоминание о постоянном, незримом присутствии в сангхе Будды; воспоминание об учении Будды; воспоминание о праведном образе жизни членов сангхи, о восьмерых великих учениках Будды, к-рые выполняли свои функции попарно; воспоминание о несокрушимости морального облика члена сангхи; воспоминание о радости, к-рую приносит просветление; концентрация на богах, божествах, небесных существах и перенесение их достоинств в личность медитатора. Попав в сангху, верующий начинает непрерывно улучшать свою карму. Путь в сангху обусловлен четырьмя “потоками”: дарением одежды, подношением пищи, обеспечением жильем и лечением членов сангхи. В сутрах и комментариях к ним расписаны осн. благие поступки — “десять благих деяний”, к-рые должен совершить монах и мирянин. В цепи причинно-следственных отношений возрождение — карма — заслуга именно последняя является активным агентом, определяющим состояние всех сфер существования. Важнейшие трактаты тхеравады — “Вимуттимагга” и “Висуддхимагга”, считающиеся будд. энциклопедиями, описывают путь к просветлению через механизм реализации заслуг, подразумевая под ним прохождение по восьмеричному пути. Благодаря возможности накопления заслуг уровень существования человека становится центральным в системе будд. мироздания, а сам человек возвышается над сверхъестеств. миром. В отличие от тхеравады в махаяне и особенно в ваджраяне концепции накопления заслуг не придается столь большого значения; более важным в них считается магич. практика, проникновение в сокровен. сущность тантр (см. Тантра). ведущие гораздо более быстрым путем к достижению состояния просветления. В. И. Корнев

ЗВУК И МУЗЫКА В БУДДИЗМЕ. Подобно многим др. религ.-филос. системам, буддизм признает за феноменом звука исключит. важную роль в мироздании, представляя всю Вселенную в качестве бесконечно и многомерно звучащей субстанции, каждый микро- и макроэлемент к-рой вибрирует, излучает и воспринимает мириады звуковых волн разл. величины и интенсивности. Согласованность и соразмерность бесчисленного множества звуковых колебаний воплощает в себе божеств. гармонию мира и одновременно является жизненно необходимым условием существования всего космич. универсума. К миру звуков и музыки причастны многие боги и персонажи будд. пантеона, о чем свидетельствуют их изображения в об-ве музыкантов или с инструментами в руках. Прекрасное пение, танцы и звуки драгоценных инструментов, иногда летающих и самозвучащих, характеризуют, в соответствии с канонич. описаниями, “страну совершенного блаженства” Сукхавати — рай будды Амитабхи. Человеку доступна ничтожно малая часть безбрежного океана звуков, но он может с его помощью воздействовать на отд. элементы мироздания или мировую гармонию в целом благотворным или разрушит. образом. Один только магич. слог “ом”, соответствующе озвученный, способен изменить порядок вещей во Вселенной и повлиять на судьбу человека. Столь же сверхъестеств. силой обладают ключевые будд. молитвы — заклинания, и прежде всего ом ма ни пад ме хум, многократное пропевание к-рой приближает момент вечного блаженства. Поэтому с т. зр. буддизма важно неукоснительно соблюдать предустановленные свыше и воспринятые человеком через мистич. опыт нормы звукового выражений, к к-рым относятся, в частн., лады и звукоряды, инструмент, тембры и приемы вокального звукоизвлечения, системы дыхания и озвучивания свящ. текстов. Будд. опыт теоретич. обоснования музыки сыграл значит. роль в развитии и музыкальной науки Китая, Японии, Кореи и др. стран. Множественность будд. школ, а также разнообразие условий внедрения буддизма в разл. этнич. среду породили чрезвычайно пеструю, несводимую в простую схему картину собственно будд. или связанных с буддизмом музыкальных традиций. Можно лишь условно выделить наиболее характерные области будд. звуковой практики: 1) сферу храмового будд. ритуала, включающую собственно речитацию молитв, инструм. сопровождение богослужений и театрализов. мистерии; 2) традиции странствующих монахов и музыкантов: песнопения, сказы, распевание жанров классич. будд. лит-ры и т.д.; 3) сольное музицирование, связанное с индивид, формами медитации: 4) будд. формы театра и др. Будд. монастыри, ставшие важнейшими культурными центрами, способствовали развитию музыкальной науки и практики. Музыка здесь рассматривалась не как самостоят. искусство, а как необходимый элемент ритуала, овладение к-рым входило в обязат. систему обучения монахов. Звуковая атмосфера групповой молитвы характеризуется сочетанием и динамич. развитием нескольких звуковых пластов. Общий фон составляет одновременное, внешне монотонное чтение разных молитв монахами, каждым в своем темпоритме, — процесс, имеющий свою внутр. звуковую драматургию, пронизанную единым ритмич. Стержнем и волнообразным чередованием мощных динамич. нагнетаний и внезапных спадов. Генетически многие стили речитации и молитв. песнопений восходят к др.-инд. ведическим традициям, модифицированным в дальнейшем в практике будд. монастырей, причем нек-рые из них стали своего рода музыкально-консульт. центрами, как, напр., кит. монастырь Ю-шань в 9 в., где изучали технику дыхания и правильного пения посланцы из разл. частей будд. мира. К наиб. развитым видам будд. песнопений, каждый из к-рых имеет классич. кодексы исполнения и соответствующие системы нотных записей, относятся тиб. дбиангз, яп. сёмё, кор. помпэ и др. В сценарии богослужений, ритуальных действах и процессиях, мистериях цам значит. функц., психоэмоц. и магич. нагрузка возложена на музыкальные инструменты (до 50-ти разновидностей, в осн. духовые и ударные), каждый из к-рых окружен системой символич. коннотаций и легендами об их происхождении. В их числе, напр., подвесная деревянная рыба в кит. монастырях, по к-рой бьют колотушкой, созывая монахов на трапезу и молитв. бдение, короткие трубы из человеч. берцовой кости в ламаизме и металлич. трубы длиной в 3,5-4 м, грозные возгласы к-рых предназначены для привлечения внимания богов к человеческим молитвам и устрашения врагов будд. веры, многочисл. виды барабанов, бронзовых колоколов и др. ударных инструментов, чьи тембры, детали конструкции и орнамента, ритмоформулы и даже отд. звуки обладают магич. свойствами. Реже используются струнные, более свойственные будд. формам классич. музыки, среди к-рых традиция чтения речитативом сутр, эпич. поэм, сказов из “Хэйкэ-моноготари”, “Гесера”, “Джангара” странствующими монахами в сопровождении лютневых (бивы, сямисена, товшура и др.) и смычковых (эрху, хуура, хучира и др.) инструментов. Иная сторона будд. идеологии — необходимость индивид. самосовершенствования — отражена в чрезвычайно развитых, утонченных, философски и эстетически обоснованных традициях игры на длинных цитрах (кото — в Японии, цине — в Китае), входивших в обязат. кодекс поведения благородной личности и являвшихся по сути изощренными формами религ.-мистич. практики. Красочные костюмированные процессии и праздники в будд. монастырях в совокупности с развитием многожанровой будд. лит-ры способствовали кристаллизации своеобразных театральных традиций: танцевальных драм в масках (гигаку — в Японии, че лха мо — в Тибете), спектаклей, соединивших элементы будд. мистерии с народными фарсами (комугык — в Корее), инсценировок будд. легенд, притч, фрагментов канонич. текстов и т. д. С др. стороны, под воздействием принципов чань- и дзэн-буддизма сформировались худож. системы классич. театра Дальнего Востока (Но, Пекинская опера и т. д.). Многообразны примеры взаимодействия будд. и светских элементов музыкального мышления, включения в будд. практику традиц. мелодий, музыкальных компонентов местных родовых и шаманских культов, в то же время, особенно в условиях города, наблюдаются случаи смыкания будд. ритуалов с формами светской (церемониальной, банкетной и даже досуговой) музыкальной практики. М. И. Каратыгина

ЗУБ БУДДЫ — гл. реликвия буддизма, известная во всех странах будд. мира, но объектом самостоят. культа является только в гос-ве Шри-Ланка, где в городе Канди находится храм 3. Б. и ежегодно в месяце эсала (июль — август) устраивается двухнедельный праздник с храмовыми службами, торжеств. процессиями, шествиями слонов (один из них везет на себе ларец с реликвией), с участием танцоров, музыкантов и представителей местной и гос. власти. Как гласит легенда, в момент кремации земного тела Будды один из его учеников выхватил из погребального костра его зуб. В течение восьми веков 3. Б. хранился в Индии, но в 361 ввиду опасности, грозившей ему во время начавшейся в царстве Калинга войны, был спрятан и доставлен в Шри-Ланку принцем Датта и принцессой Хемалатха. Правитель о-ва построил в честь 3. Б. храм и учредил большой ежегодный праздник. Сведения о судьбе 3. Б. на протяжении прошедших с тех пор 16 веков противоречивы. По данным сингал. хроник, 3. Б. ни разу не покидал пределы острова и лишь однажды во время сингало-португ. войны 1560 был спрятан в укромном месте, чтобы не попасть в руки врага. Бирм. же хроники утверждают, что в 9 в., в период расцвета Паганского царства, 3. Б. был вывезен в Бирму и долгое время находился там. Инд. хроники считают, что в 13 в. в ходе инд.-шриланк. войны 3. Б. был вывезен в Индию и только за большой выкуп возвращен обратно. По данным португ. источников, португ. войска в 1560 захватили 3. Б. и по настоянию катол. церкви истолкли его в порошок и сожгли. 3. Б. или то, что им считается, хранится сейчас в храме Далада Малигава в городе Канди. Ежегодные праздники в его честь собирают огромное кол-во паломников. Ч. Л. Жуковская

<<<Е
содержание
И>>>

 




blog comments powered by Disqus

Фотографии Тибета

Вид на Ташилунпо (Tashilunpo Monastery) от главных ворот
Вид на Ташилунпо (Tashilunpo Monastery) от главных ворот

На крыше Поталы
На крыше Поталы

Другие фотографии ...

Заглавная Поездка Энциклопедия Фотографии Вопросы Форум О Тибет.Ру

Автор: Vladimir Pavlov Дизайн: inSTYLE.ru Rambler's Top100Rambler's Top100 Контакты
© Tibet.ru 2002-12