ЗАКОН ЗАВИСИМОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ (санскр.
— пратитья-самутпада, пали — патичча-самуппада) — цепь причинности.
Описывает деятельность отд. элементов-дхарм в мировом процессе,
последовательность их появления в пространстве и во времени, в
част., последовательность причин страдания и событий, ведущих
к рождению, старости и смерти. Буддисты различают 3 вида причинных
связей: для элементов мертвой материи, для органич. мира, где
происходит постоянный рост живых существ: для психич. мира, где
действие нравств. причинности (карма) накладывается поверх естеств.
причинности, действующей в мире живого. В мире неживой материи
причины и следствия однородны, напр. 4 главных и 4 вторичных элемента
материи связывает отношение одновременности (сахабху). В органич.
мире выражением цепи причинности является двенадцатичленная формула
“колеса жизни”. Эта формула вызвала много схоластич. дискуссий
в разных школах буддизма, связанных с расхождениями в определении
числа составляющих ее элементов (в нек-рых школах называли не
12, а 10, 9, 5 и даже 3 ступени, по к-рым распределяются образующие
живое существо элементы). В живописи двенадцатичленная формула
изображалась как внешний обод “колеса жизни”. Действующая
в мире сознания карма является гл. силой, контролирующей постепенный
прогресс мирового процесса к окончат. освобождению. Н. А. Канаева
ЗАСЛУГА (санскр. — пунья, пали — пуння)
— благое действие (положит. поступок), влияющее на формирование
хорошей кармы. Антонимами этого термина являются апунья (дурные
поступки) и папа (зло), формирующие плохую карму. В концепцию
заслуги включены такие понятия, как благие потоки, дурные потоки,
поле благой заслуги, источники заслуги, передача заслуги, заслуги,
формирующие хорошую карму чувственного мира, заслуги, присущие
сферам чувственного, иллюзорного и чистого сознания, и др. понятия.
В буддизме тхеравады сангха именуется “несравненным полем заслуги
в этом мире”, что обосновывается двумя гл. канонич., т. е. не
подлежащими сомнению, положениями. Во-первых, сангха была основана
самим Буддой, ее члены слушали поучения из его уст. и традиции
“слушавших самого учителя” с тех пор сохраняются в будд. общине.
Во-вторых, члены сангхи накапливают заслуги с помощью медитации.
В канонич. текстах описываются 6 стадий накопления заслуг через
медитацию: воспоминание о постоянном, незримом присутствии в сангхе
Будды; воспоминание об учении Будды; воспоминание о праведном
образе жизни членов сангхи, о восьмерых великих учениках Будды,
к-рые выполняли свои функции попарно; воспоминание о несокрушимости
морального облика члена сангхи; воспоминание о радости, к-рую
приносит просветление; концентрация на богах, божествах, небесных
существах и перенесение их достоинств в личность медитатора. Попав
в сангху, верующий начинает непрерывно улучшать свою карму. Путь
в сангху обусловлен четырьмя “потоками”: дарением одежды, подношением
пищи, обеспечением жильем и лечением членов сангхи. В сутрах и
комментариях к ним расписаны осн. благие поступки — “десять благих
деяний”, к-рые должен совершить монах и мирянин. В цепи причинно-следственных
отношений возрождение — карма — заслуга именно последняя является
активным агентом, определяющим состояние всех сфер существования.
Важнейшие трактаты тхеравады — “Вимуттимагга” и “Висуддхимагга”,
считающиеся будд. энциклопедиями, описывают путь к просветлению
через механизм реализации заслуг, подразумевая под ним прохождение
по восьмеричному пути. Благодаря возможности накопления заслуг
уровень существования человека становится центральным в системе
будд. мироздания, а сам человек возвышается над сверхъестеств.
миром. В отличие от тхеравады в махаяне и особенно в ваджраяне
концепции накопления заслуг не придается столь большого значения;
более важным в них считается магич. практика, проникновение в
сокровен. сущность тантр (см. Тантра). ведущие гораздо более быстрым
путем к достижению состояния просветления. В. И. Корнев
ЗВУК И МУЗЫКА В БУДДИЗМЕ. Подобно многим
др. религ.-филос. системам, буддизм признает за феноменом звука
исключит. важную роль в мироздании, представляя всю Вселенную
в качестве бесконечно и многомерно звучащей субстанции, каждый
микро- и макроэлемент к-рой вибрирует, излучает и воспринимает
мириады звуковых волн разл. величины и интенсивности. Согласованность
и соразмерность бесчисленного множества звуковых колебаний воплощает
в себе божеств. гармонию мира и одновременно является жизненно
необходимым условием существования всего космич. универсума. К
миру звуков и музыки причастны многие боги и персонажи будд. пантеона,
о чем свидетельствуют их изображения в об-ве музыкантов или с
инструментами в руках. Прекрасное пение, танцы и звуки драгоценных
инструментов, иногда летающих и самозвучащих, характеризуют, в
соответствии с канонич. описаниями, “страну совершенного блаженства”
Сукхавати — рай будды Амитабхи. Человеку доступна ничтожно
малая часть безбрежного океана звуков, но он может с его помощью
воздействовать на отд. элементы мироздания или мировую гармонию
в целом благотворным или разрушит. образом. Один только магич.
слог “ом”, соответствующе озвученный, способен изменить порядок
вещей во Вселенной и повлиять на судьбу человека. Столь же сверхъестеств.
силой обладают ключевые будд. молитвы — заклинания, и прежде всего
ом ма ни пад ме хум, многократное пропевание к-рой приближает
момент вечного блаженства. Поэтому с т. зр. буддизма важно неукоснительно
соблюдать предустановленные свыше и воспринятые человеком через
мистич. опыт нормы звукового выражений, к к-рым относятся, в частн.,
лады и звукоряды, инструмент, тембры и приемы вокального звукоизвлечения,
системы дыхания и озвучивания свящ. текстов. Будд. опыт теоретич.
обоснования музыки сыграл значит. роль в развитии и музыкальной
науки Китая, Японии, Кореи и др. стран. Множественность будд.
школ, а также разнообразие условий внедрения буддизма в разл.
этнич. среду породили чрезвычайно пеструю, несводимую в простую
схему картину собственно будд. или связанных с буддизмом музыкальных
традиций. Можно лишь условно выделить наиболее характерные области
будд. звуковой практики: 1) сферу храмового будд. ритуала, включающую
собственно речитацию молитв, инструм. сопровождение богослужений
и театрализов. мистерии; 2) традиции странствующих монахов и музыкантов:
песнопения, сказы, распевание жанров классич. будд. лит-ры и т.д.;
3) сольное музицирование, связанное с индивид, формами медитации:
4) будд. формы театра и др. Будд. монастыри, ставшие важнейшими
культурными центрами, способствовали развитию музыкальной науки
и практики. Музыка здесь рассматривалась не как самостоят. искусство,
а как необходимый элемент ритуала, овладение к-рым входило в обязат.
систему обучения монахов. Звуковая атмосфера групповой молитвы
характеризуется сочетанием и динамич. развитием нескольких звуковых
пластов. Общий фон составляет одновременное, внешне монотонное
чтение разных молитв монахами, каждым в своем темпоритме, — процесс,
имеющий свою внутр. звуковую драматургию, пронизанную единым ритмич.
Стержнем и волнообразным чередованием мощных динамич. нагнетаний
и внезапных спадов. Генетически многие стили речитации и молитв.
песнопений восходят к др.-инд. ведическим традициям, модифицированным
в дальнейшем в практике будд. монастырей, причем нек-рые из них
стали своего рода музыкально-консульт. центрами, как, напр., кит.
монастырь Ю-шань в 9 в., где изучали технику дыхания и правильного
пения посланцы из разл. частей будд. мира. К наиб. развитым видам
будд. песнопений, каждый из к-рых имеет классич. кодексы исполнения
и соответствующие системы нотных записей, относятся тиб. дбиангз,
яп. сёмё, кор. помпэ и др. В сценарии богослужений, ритуальных
действах и процессиях, мистериях цам значит. функц., психоэмоц.
и магич. нагрузка возложена на музыкальные инструменты (до 50-ти
разновидностей, в осн. духовые и ударные), каждый из к-рых окружен
системой символич. коннотаций и легендами об их происхождении.
В их числе, напр., подвесная деревянная рыба в кит. монастырях,
по к-рой бьют колотушкой, созывая монахов на трапезу и молитв.
бдение, короткие трубы из человеч. берцовой кости в ламаизме и
металлич. трубы длиной в 3,5-4 м, грозные возгласы к-рых предназначены
для привлечения внимания богов к человеческим молитвам и устрашения
врагов будд. веры, многочисл. виды барабанов, бронзовых колоколов
и др. ударных инструментов, чьи тембры, детали конструкции и орнамента,
ритмоформулы и даже отд. звуки обладают магич. свойствами. Реже
используются струнные, более свойственные будд. формам классич.
музыки, среди к-рых традиция чтения речитативом сутр, эпич. поэм,
сказов из “Хэйкэ-моноготари”, “Гесера”, “Джангара” странствующими
монахами в сопровождении лютневых (бивы, сямисена, товшура и др.)
и смычковых (эрху, хуура, хучира и др.) инструментов. Иная сторона
будд. идеологии — необходимость индивид. самосовершенствования
— отражена в чрезвычайно развитых, утонченных, философски и эстетически
обоснованных традициях игры на длинных цитрах (кото — в Японии,
цине — в Китае), входивших в обязат. кодекс поведения благородной
личности и являвшихся по сути изощренными формами религ.-мистич.
практики. Красочные костюмированные процессии и праздники в будд.
монастырях в совокупности с развитием многожанровой будд. лит-ры
способствовали кристаллизации своеобразных театральных традиций:
танцевальных драм в масках (гигаку — в Японии, че лха мо — в Тибете),
спектаклей, соединивших элементы будд. мистерии с народными фарсами
(комугык — в Корее), инсценировок будд. легенд, притч, фрагментов
канонич. текстов и т. д. С др. стороны, под воздействием принципов
чань- и дзэн-буддизма сформировались худож. системы классич. театра
Дальнего Востока (Но, Пекинская опера и т. д.). Многообразны примеры
взаимодействия будд. и светских элементов музыкального мышления,
включения в будд. практику традиц. мелодий, музыкальных компонентов
местных родовых и шаманских культов, в то же время, особенно в
условиях города, наблюдаются случаи смыкания будд. ритуалов с
формами светской (церемониальной, банкетной и даже досуговой)
музыкальной практики. М. И. Каратыгина