Словарь буддизма - В 

ВАДЖРА (санскр.; тиб. дордже, яп. конгосё, кит. дзиньганси, монг. очир) — символ буддизма, подобно тому, как крест — символ христ-ва, полумесяц — ислама, ворота “тории” — синтоизма. Тексты определяют его сл. образом: алмаз, громовой топор, пучок скрещенных молний, выступающие как символ божеств, истины учения Будды. В инд. мифологии В. была известна задолго до буддизма как громовой топор бога Индры и ряда других богов. Ее эпитеты: медная, золотая, железная, каменная, с 4 или 100 углами, 1000 зубцами. В. может иметь вид диска, а может быть крестообразной. Ей приписывали способность вызывать дождь и быть символом плодородия. В буддизме облик В. таков: перехваченный посередине пучок молний с загнутыми концами (известны одинарный, двойной, тройной, крестообр. варианты). Ряд верховных божеств пантеона имеют слово “В.” в составе своих имен и В. в качестве одного из атрибутов. Таковы Ваджрадхара — “держатель В.” (символ принципа просветления), Ваджрапани — “рука, держащая В.” (символ уничтожения тупости и заблуждения), Ваджрасаттва — “имеющий сущность В.” (символ очищения) и др. В ваджраяне В. олицетворяет мужское начало Вселенной, сострадание, активность. В будд. изобраз. искусстве она выступает в паре с колокольчиком — символом женского начала, мудрости, пассивности. Н. Л. Жуковская

ВАДЖРАПАНИ (санскр. — букв. “рука, держащая ваджру”) — один из бодхисаттв в мифологии махаяны и ваджраяны. Особенно почитаем в ваджраяне, где наряду с Авалокитешварой и Манджушри является одним из осн. персонажей пантеона ранга бодхисаттв. Обычно изображается в угрожающей позе, синего цвета, с ваджрой в поднятой руке. Его гл. функция — уничтожение тупости и заблуждений. Легенды о В. говорят, что он сопровождал Будду, когда тот покидал Капилавасту, присутствовал, когда к Будде пришли нага (змеи) для передачи ему сутры Праджняпарамита. Культ В. особенно популярен в Тибете, Монголии, Бурятии. Н. Л. Жуковская

ВАДЖРАСАТТВА (санскр. — дословно “алмазное существо”, или “имеющий сущность ваджры”) – один из будд в мифологии ваджраяны, олицетворение принципа очищения; В. считают первой и осн. эманацией Адибудды. Он также олицетворение всех 5 дхьяни-будд (см. Панча-татхагата), вместе взятых. Его праджня — Ваджрасатвика. В. обычно изображается в традиционной позе будд, с ваджрой в правой руке и колокольчиком — в левой. Н. Л. Жуковская

ВАДЖРАЯНА (санскр. — “алмазная колесница”) — одно из гл. направлений махаяны и буддизма в целом, в рамках к-рого создано поразительное многообразие систем йогич. практики, памятников лит-ры и искусства. К кон. 1 тыс. н. э. В. стала доминирующей формой инд. буддизма, в разл. историч. периоды она имела распространение на Шри-Ланке, в Индонезии, Кит. В. сохранилась в Японии со времен Кукая, основоположника школы Сингон-сю, но полное господство В. получила в Тибете, где она считается венцом учения Будды. По инд.-тиб. традиции существует два типа махаяны — “причинная” колесница парамит и “результативная” колесница тайной мантры, т. е. В. Др. названия В. — тантра, питака видьядхар. Цель у обоих типов одна, но методы разные. Сторонники В. утверждают, что путь тайной мантры значительно могущественнее и может привести к достижению состояния будды не за много кальп, как в обычной махаяне, а за одну жизнь. Суть особого метода В. в т.н. йоге божественных форм, к-рая ускоряет обретение второго из “двух тел Будды”, то есть “земного тела” (см. Трикая). Лит-ра В. поистине безбрежна. Тысячи текстов В. вошли в тиб. будд. канон, десятки тыс. произведений были созданы и создаются для пояснения и развития идей канона. Влияние В. в ареале распространения тиб. буддизма, включая Россию, в значит. мере определило характер будд. культуры. А. А. Терентьев

ВИПАССАНА (пали) — высшая стадия медитации, способность проникновения в сущность вещей и явлений, мудрость (праджня). С помощью В. происходит освобождение от эгоцентризма (нама) и потребностей физич. тела (рупа), познается сущность скандх и источников загрязнения (аятана), элементов (дхату), действия кармы, сущность триады (анитья-дуккха-анатман) и восьмеричного пути, закона зависимого происхождения, осознается наличие двух истин (сансарической и нирванической) и т. д. В. И. Корнев

ВОСЕМЬ ДРАГОЦЕННОСТЕЙ (они же — “восемь эмблем славы”, “восемь знаков счастья”, “восемь благоприятных символов”, “восемь жертв”; санскр. аштамангала) — набор из 8 предметов, образующих самост. структурную единицу в системе культовой практики буддизма. В каждом из предметов заложен филос. подтекст: зонт защищает от злых помыслов; две золотые рыбы символизируют счастье и единство: ваза, наполненная напитком бессмертия, — сокровищница благих намерений; цветок лотоса — символ божеств, происхождения и залог спасения; закрученная спиралью вправо раковина — символ блаженства; узел, не имеющий начала и конца, — символ бесконечного цикла перерождений; штандарт (знак победы) — символ горы Меру, центра будд. Вселенной; колесо с 8 спицами — символ восьмеричного пути к совершенству. В каждом действующем будд. храме В. д. стоят на алтаре в виде 8 отдельных небольших скульптур, выполненных из дерева или металла; часто встречаются в виде отпечатка на бумаге или ткани; повсеместно имеются в юртах и домах в регионе распространения ламаизма. Каждая из В. д. (особенно лотос, колесо с 8 спицами, узел без начала и конца) может изображаться по отдельности и выступать как орнаментальный мотив в будд. искусстве и как объект культа. Н. Л. Жуковская

ВОСЬМЕРИЧНЫЙ (БЛАГОРОДНЫЙ) ПУТЬ, срединный путь (маджджхима-патипада) — путь, к-рый, избегая две крайности — чувственное сладострастие и самоистязание, — ведет к просветлению и освобождению от страданий (дуккха). Восьмеричным он называется потому, что состоит из 8 ступеней или шагов: правильное понимание, правильное стремление, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильные усилия, правильная концентрация. В. И. Корнев

<<<Б
содержание
Г>>>

 




blog comments powered by Disqus

Фотографии Тибета

Озеро Манасаровар
Озеро Манасаровар

Паломник - Лама
Паломник - Лама

Другие фотографии ...

Заглавная Поездка Энциклопедия Фотографии Вопросы Форум О Тибет.Ру

Автор: Vladimir Pavlov Дизайн: inSTYLE.ru Rambler's Top100Rambler's Top100 Контакты
© Tibet.ru 2002-12