Словарь буддизма - В 

ВАДЖРА (санскр.; тиб. дордже, яп. конгосё, кит. дзиньганси, монг. очир) — символ буддизма, подобно тому, как крест — символ христ-ва, полумесяц — ислама, ворота “тории” — синтоизма. Тексты определяют его сл. образом: алмаз, громовой топор, пучок скрещенных молний, выступающие как символ божеств, истины учения Будды. В инд. мифологии В. была известна задолго до буддизма как громовой топор бога Индры и ряда других богов. Ее эпитеты: медная, золотая, железная, каменная, с 4 или 100 углами, 1000 зубцами. В. может иметь вид диска, а может быть крестообразной. Ей приписывали способность вызывать дождь и быть символом плодородия. В буддизме облик В. таков: перехваченный посередине пучок молний с загнутыми концами (известны одинарный, двойной, тройной, крестообр. варианты). Ряд верховных божеств пантеона имеют слово “В.” в составе своих имен и В. в качестве одного из атрибутов. Таковы Ваджрадхара — “держатель В.” (символ принципа просветления), Ваджрапани — “рука, держащая В.” (символ уничтожения тупости и заблуждения), Ваджрасаттва — “имеющий сущность В.” (символ очищения) и др. В ваджраяне В. олицетворяет мужское начало Вселенной, сострадание, активность. В будд. изобраз. искусстве она выступает в паре с колокольчиком — символом женского начала, мудрости, пассивности. Н. Л. Жуковская

ВАДЖРАПАНИ (санскр. — букв. “рука, держащая ваджру”) — один из бодхисаттв в мифологии махаяны и ваджраяны. Особенно почитаем в ваджраяне, где наряду с Авалокитешварой и Манджушри является одним из осн. персонажей пантеона ранга бодхисаттв. Обычно изображается в угрожающей позе, синего цвета, с ваджрой в поднятой руке. Его гл. функция — уничтожение тупости и заблуждений. Легенды о В. говорят, что он сопровождал Будду, когда тот покидал Капилавасту, присутствовал, когда к Будде пришли нага (змеи) для передачи ему сутры Праджняпарамита. Культ В. особенно популярен в Тибете, Монголии, Бурятии. Н. Л. Жуковская

ВАДЖРАСАТТВА (санскр. — дословно “алмазное существо”, или “имеющий сущность ваджры”) – один из будд в мифологии ваджраяны, олицетворение принципа очищения; В. считают первой и осн. эманацией Адибудды. Он также олицетворение всех 5 дхьяни-будд (см. Панча-татхагата), вместе взятых. Его праджня — Ваджрасатвика. В. обычно изображается в традиционной позе будд, с ваджрой в правой руке и колокольчиком — в левой. Н. Л. Жуковская

ВАДЖРАЯНА (санскр. — “алмазная колесница”) — одно из гл. направлений махаяны и буддизма в целом, в рамках к-рого создано поразительное многообразие систем йогич. практики, памятников лит-ры и искусства. К кон. 1 тыс. н. э. В. стала доминирующей формой инд. буддизма, в разл. историч. периоды она имела распространение на Шри-Ланке, в Индонезии, Кит. В. сохранилась в Японии со времен Кукая, основоположника школы Сингон-сю, но полное господство В. получила в Тибете, где она считается венцом учения Будды. По инд.-тиб. традиции существует два типа махаяны — “причинная” колесница парамит и “результативная” колесница тайной мантры, т. е. В. Др. названия В. — тантра, питака видьядхар. Цель у обоих типов одна, но методы разные. Сторонники В. утверждают, что путь тайной мантры значительно могущественнее и может привести к достижению состояния будды не за много кальп, как в обычной махаяне, а за одну жизнь. Суть особого метода В. в т.н. йоге божественных форм, к-рая ускоряет обретение второго из “двух тел Будды”, то есть “земного тела” (см. Трикая). Лит-ра В. поистине безбрежна. Тысячи текстов В. вошли в тиб. будд. канон, десятки тыс. произведений были созданы и создаются для пояснения и развития идей канона. Влияние В. в ареале распространения тиб. буддизма, включая Россию, в значит. мере определило характер будд. культуры. А. А. Терентьев

ВИПАССАНА (пали) — высшая стадия медитации, способность проникновения в сущность вещей и явлений, мудрость (праджня). С помощью В. происходит освобождение от эгоцентризма (нама) и потребностей физич. тела (рупа), познается сущность скандх и источников загрязнения (аятана), элементов (дхату), действия кармы, сущность триады (анитья-дуккха-анатман) и восьмеричного пути, закона зависимого происхождения, осознается наличие двух истин (сансарической и нирванической) и т. д. В. И. Корнев

ВОСЕМЬ ДРАГОЦЕННОСТЕЙ (они же — “восемь эмблем славы”, “восемь знаков счастья”, “восемь благоприятных символов”, “восемь жертв”; санскр. аштамангала) — набор из 8 предметов, образующих самост. структурную единицу в системе культовой практики буддизма. В каждом из предметов заложен филос. подтекст: зонт защищает от злых помыслов; две золотые рыбы символизируют счастье и единство: ваза, наполненная напитком бессмертия, — сокровищница благих намерений; цветок лотоса — символ божеств, происхождения и залог спасения; закрученная спиралью вправо раковина — символ блаженства; узел, не имеющий начала и конца, — символ бесконечного цикла перерождений; штандарт (знак победы) — символ горы Меру, центра будд. Вселенной; колесо с 8 спицами — символ восьмеричного пути к совершенству. В каждом действующем будд. храме В. д. стоят на алтаре в виде 8 отдельных небольших скульптур, выполненных из дерева или металла; часто встречаются в виде отпечатка на бумаге или ткани; повсеместно имеются в юртах и домах в регионе распространения ламаизма. Каждая из В. д. (особенно лотос, колесо с 8 спицами, узел без начала и конца) может изображаться по отдельности и выступать как орнаментальный мотив в будд. искусстве и как объект культа. Н. Л. Жуковская

ВОСЬМЕРИЧНЫЙ (БЛАГОРОДНЫЙ) ПУТЬ, срединный путь (маджджхима-патипада) — путь, к-рый, избегая две крайности — чувственное сладострастие и самоистязание, — ведет к просветлению и освобождению от страданий (дуккха). Восьмеричным он называется потому, что состоит из 8 ступеней или шагов: правильное понимание, правильное стремление, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильные усилия, правильная концентрация. В. И. Корнев

<<<Б
содержание
Г>>>

 




Услуги и цены электролаборатории электролаборатория услуги.
blog comments powered by Disqus

Фотографии Тибета

Вид на Ташилунпо (Tashilunpo Monastery) от главных ворот
Вид на Ташилунпо (Tashilunpo Monastery) от главных ворот

На крыше Поталы
На крыше Поталы

Другие фотографии ...

Заглавная Поездка Энциклопедия Фотографии Вопросы Форум О Тибет.Ру

Автор: Vladimir Pavlov Дизайн: inSTYLE.ru Rambler's Top100Rambler's Top100 Контакты
© Tibet.ru 2002-12