Словарь буддизма - Т

ТАНКА, тхангка, кутханг (тиб., букв. "свиток") — в тиб. изобразительном искусстве — изображение, преимуществ. религ. содержания, выполненное клеевыми красками или отпечатанное на шелке или хлопчатобумажной ткани, предварит. загрунтованной смесью из мела и животного. клея. По форме Т. восходят к инд. ритуальным изображениям на холсте и тяготеют к квадрату, двойному квадрату, прямоугольнику; зарисованная поверхность называется — "зеркало" (тиб. мелонг). Т. создавалась или в строгом соответствии с иконографич. текстом и в этом случае предназначалась для медитации, или на основе житийных сочинений, а также в результате визионерской практики; использовалась в религ. процессиях, в храмовых интерьерах, в домашнем алтаре. Объекты изображения на Т. — Будда Шакьямуни, иерархи будд. церкви, персонажи пантеона, житийные циклы, сюжеты бардо. Известны сл. типы Т.:
1) цхокшинг (тиб., букв. "собрание — поле") — изображение персонажей пантеона в виде кроны космич. дерева, к-рое прорастает через все три мира (прошлый, настоящий, будущий). Известны цхокшинги Будды Шакьямуни, Цзонхавы, Падмасамбхавы;
2) "колеса жизни" с изображением шести миров будд. Вселенной: мира богов, мира людей, мира асуров, мира духов, мира животных, ада;
3) мандала — символич. изображение Вселенной;
4) персонажей опред. тантрических циклов. Е. Д. Огнева

ТАНТРА (санскр., дословно "непрерывность", "поток (психики)") —
1. Одно из названий ваджраяны;
2. Базовые тексты ваджраяны, к-рые наряду с сутрами считаются словом Будды, напр. Калачакра-тантра, Гухьясамаджа-тантра и др. В тиб. будд. канон входит 2606 текстов, причисляемых к разделу Т. Обычно их разделяют на 4 класса:
1) Крия-Тантра, или "Тантра действия" — руководства, ориентированные на внешние ритуальные действия;
2) Чарья-Тантра, или "Т. исполнения", включают в равной степени внеш. ритуальные действия и йогич. медитацию;
3) Йога-Тантра, как и следует из их названия, направлены преимущественно на йогич. медитацию и
4) Ануттара-йога-Тантра, или Тантра наивысшей йоги, подразделяемые далее на "отцовские" и "материнские" Тантры. Первые в практике соединения "метода сострадания" и "мудрости относительности" отдают предпочтение "методу", а вторые — "мудрости". Учение Тантры представляет собой приближенное к культовой практике развитие положений традиц. будд. философии йогачора-мадхьямики. А. А. Терентьев

ТАРА (санскр., тиб. Долма, монг. Дара) — досл. "спасительница", наиб. популярный женский образ в пантеоне будд. мифологии, проходящий по нескольким его разрядам сразу — как бодхисаттва, как праджня, как идам. В хинаяне она неизвестна вообще, в махаяне — мало, в ваджраяне ее образ получил сильное развитие. Известна 21 форма Т. В Непале, Тибете, Монголии, Бурятии, Калмыкии особо почитаемы 2 ее спокойные формы Белая Т. (санскр. Ситатара, монг. Цагаан-Дара-ехе) и Зеленая Т. (санскр. Сьяматара, монг. Ногоон-Дара-ехе), в отличие от прочих — гневных форм. Образ Т. впервые появляется в текстах пер. пол. 1 тыс. Имеется несколько мифов о ее происхождении: из слезы Авалокитешвары: из погрузившейся в созерцание принцессы, давшей будде Амогхасиддхи клятву спасать все живые существа от мук сансары. Т. выступает в пантеоне как праджня (женское проявление) Авалокитешвары и Амогхасиддхи. Ее земными воплощениями считались жены тиб. царя Сронцзангамбо, императрица России Екатерина II (бур. ламы объявили ее воплощением Белой Т.), жена восьмого Богдо-гэгэна Монголии и др. Н. Л. Жуковская


ТИБЕТСКАЯ "КНИГА МЕРТВЫХ" (тиб. "Бардо тодол" — букв. — "Освобождение благодаря слушанию в переходном состоянии") — цикл ритуальных текстов, к-рые лама читает умирающему человеку и рядом с умершим в ритуале похорон. Предполагается, что лама способен обращаться непосредственно к сознанию (виджняна) умирающего или уже умершего и т. обр. провести его через все фазы промежуточного состояния от момента остановки дыхания до нового воплощения. Эти тексты описывают видения, возникающие в сознании умирающего, дают их истолкование, являются наставлениями для умирающего, по ним проводятся ритуалы посвящения умершего для достижения им нового благоприятного воплощения. Авторство текстов приписывают Падмасамбхаве (8 в. н. э.), однако письменно их зафиксировал "открыватель сокрытых текстов" тибетец Карма Лингпа (сер. 14 в.). А. А. Терентьев

ТУЛКУ, трулку, тюльки, (тиб., букв. "тело воплощения"), хутухта (монг.).
По простому: это человек, который сознательно перевоплатился, чтобы жить на благо другх существ и обладает силой открывать их способности. Не всегда помнит прошлые жизни. Само слово означает форму, которую ты имеешь, но от которой не зависишь.

По научному — тиб. разновидность общей теории реинкарнации (перевоплощения); возникает в 14 в. в школе черношапочной кармапа; школа гелугпа возводит ее в ранг гос. доктрины. Появление концепции Т. обусловлено необходимостью сохранения преемственности власти, духовного авторитета ламы-учителя и собственности в будд. школах и принадлежащих им монастырях, различают реинкарнацию учителя — предшественника и учителя — обладателя высшего интеллекта. К сер. 18 в. наиб. полно разрабатывается ритуал поиска и отождествления перевоплощений Далай-ламы; при этом учитывается указание государств. оракула из монастыря Нечунг и указание предыдущего Далай-ламы, а также сверхъестеств. явления или чудеса, сопровождавшие рождение кандидата в новую реинкарнацию, узнавание им предметов, принадлежавших предшественнику, в сомнительных случаях прибегают к жребию. Е. Д. Огнева

ТУММО (тиб.), чанда (санскр.) — первый путь достижения состояния просветления, описанный Наропой в трактате "Шаданга-йога"; предполагает, что, сосредоточиваясь на видении огня и связанных с ним ощущениях теплоты, созерцатель может достичь полного отождествления себя с огнем; практикуется йогами школы кагьюдпа. Овладевший Т. проходит испытания: водой, во время к-рого он должен в зимнюю стужу высушить жаром собственного тела мокрые простыни; снегом, когда уровень владения мастерством йоги оценивается кол-вом и радиусом растаявшего вокруг него снега. Е. Д. Огнева

ТХЕРАВАДА (пали). Самая ранняя школа в буддизме, к-рую образовали последователи Будды сразу после его смерти. Они стремились сохранить в памяти каждое слово, каждый жест и каждый эпизод из жизни учителя. Именно поэтому тхеравадины придают такое значение периодич. собраниям ученых-монахов — сангити, участники к-рых вновь и вновь восстанавливают жизнь и учение Будды. Последнее сангити было проведено в 1954-1956 в г. Мандалае (Бирма). Школа тхеравадинов была монаш. орг-цией, зависящей от мирян, но не ориентированной на них. Достижение просветления мыслилось как буквальное следование образу жизни Гаутамы и его практике медитации. Тхеравадины считают Будду земным существом, достигшим просветления благодаря своим уникальным способностям через 550 перерождений; след., согласно Т., Будда появляется среди людей через каждые 5 тыс. лет. Для них он — учитель, знания к-рого зафиксированы в палийском каноне (см. Типитака) и объяснены в многочисл. комментаторской лит-ре. Тхеравадины с самого начала нетерпимо относились к малейшим отступлениям от принятых ими дисциплинарных правил монашеской общины и от ортодоксального истолкования образа жизни и поступков Будды и вели постоянную борьбу с инакомыслящими. На третьем сангити (сер. 5 в. до н. э.) при царе Ашоке Т. разделилась на 3 большие группы: ватсипутрия, сарвастивада и вибхаджаявада — последнюю группу составили наиб. ортодоксальные тхеравадины, к-рые спустя 100 лет утвердились на Шри-Ланке, ставшей впоследствии оплотом Т. В наст. вр. буддизм толка Т. распространен в Шри-Ланке, Мьянме (Бирме), Таиланде, Лаосе, Камбодже, частично в Индии, Бангладеш, Вьетнаме, Малайзии, Непале. В каждой из этих стран вследствие взаимодействия Т. с местными культурно-религ. традициями сложились национальные формы буддизма Т. Специфика буддизма на Шри-Ланке, исповедуемого осн. его населением — сингалами, выражается прежде всего в том, что сведения мифологич., легенд., историч. характера, содержащиеся в историч. хрониках Дипаванса и Махаванса, как бы проецируют др.-инд. картину буддизма на Ланку, в т. ч. утверждения о неоднократном пребывании там царевича Гаутамы. В результате этого здесь твердо установилась версия о том, что о-в и был родиной буддизма. И в наши дни тысячи паломников посещают 16 наиб. почитаемых мест, в числе к-рых: Махиянгана раджа маха вихара (р-н Бадуллы), якобы построенная при жизни Будды, когда он впервые посетил остров; дерево Шри Махабодхи, под к-рым Будда достиг просветления; Келания раджа маха вихара (район Коломбо), где стоит драгоценный трон, на к-ром восседал Будда во время проповедей; Кири вихара при храме Катарагама (р-н Монарагала), где находится золотое сиденье Будды и меч, к-рым он срезал свои волосы; пещера Диваха Гухава и Дигхавапи раджа маха вихара (р-н Ампарай), где Будда останавливался на время сезона дождей, и др. места, где Будда пребывал в медитации или где хранятся его реликвии: локон, ключица, волосы бровей, зуб, пепел от Будды, отпечаток его ноги и др. В сингальском буддизме подчеркивается магич. сила будд. реликвий, защищающих о-в от злых сил и привлекающих добрые божества на Ланку. Поэтому обряды поклонения этим божествам тесно увязаны с магич. практикой в буддизме. Характерным примером является кандийская перахера, состоящая из 5 шествий, посвященных Зубу Будды, богам Натха. Вишну, Катарагама (Скандха) и богине Паттини. Сингальские хроники всегда достаточно эффективно воздействовали на поступки правителей ланкийских гос-в и побуждали сангху вмешиваться в политику. В Бирме и Таиланде об идеологич. влиянии буддизма на массовое сознание верующих можно говорить лишь с нач. 2 тысячелетия н. э., когда на терр. зап. Индокитая стали складываться крупные бирм. и тайские гос-ва, нуждавшиеся в разработанной идеологии. Вероятно, это была одна из причин, побуждавшая правителей Пагана, Чиенгсена, Сукхотая, Аютии и др. молодых гос-в заполучить палийский канон в его полном объеме, к-рый, согл. молве, имелся в прибрежных монских городах-государствах. Фрагменты борьбы за палийский канон отражены в историч. хрониках многих гос-в. Огромный массив канонич. литры на пали, хлынувший в страны Юго-Вост. Азии, особенно после установления тесных контактов с гос-вами Ланки, оказал глубокое воздействие на мн. сферы обществ. сознания народов Бирмы, Таиланда, Лаоса и Камбоджи: на устно-поэтическое творчество, лит-ру, искусство, право, философию, архитектуру, политич. воззрения и т. д. Однако в силу историко-культурных различий и религ. верований у бирманцев, таи и кхмеров, а также иных социально-политич. условий развития буддизм Т. приобрел национальную специфику и в странах Юго-Вост. Азии. В Бирме традиционные бирм. верования в духов-нагов были легко инкорпорированы в будд. культ., т. к. и в канонич. текстах наги (в инд. мифологии — нага, наги — змеи) высоко почитаются, поскольку царь нагов укрыл Будду своим капюшоном. Следствием слияния народных и будд. верований было и то, что бирманцы придавали особое значение магич. ритуальным действиям, в связи с чем и будд. медитация приобрела в Бирме иное содержание, чем в Шри-Ланке и Таиланде: в филос. плане через медитацию осознается содержание высшей истины (абхидхармы) (бирм. монахи считаются знатоками абхитхармич. лит-ры, их авторитет в этой области признается даже сингальскими монахами); в практич. жизни мн. бирманские монахи пытаются с помощью медитации получить сверхъестеств. способности, что не противоречит учению буддизма. В ряде разделов Сутта-питаки (см. Типитака) содержатся описания шести видов "высшей власти", позволяющих летать по воздуху, ходить по воде, подниматься и спускаться на любые уровни существования, расчленять материю на первоэлементы, предвидеть будущее и т. д., но сам Будда осуждал демонстрацию таких сверхъестеств. способностей, поэтому в др. странах южн. буддизма использование медитации в этих целях пресекается. В свою очередь, практика бирм. медитации порождает всевозможные суеверия и слухи, что ведет к появлению мессианских настроений среди верующих и т. д. Др. отличит. чертой бирм. буддизма являются представления о прямой преемственности его учения от миссионеров императора Ашоки. Эти утверждения базируются на текстах палийского канона и эдиктах Ашоки. Поэтому бирманцы начиная со 2 тысячелетия н. э. ориентируются не только на Ланку как хранилище палийского канона и будд. реликвий, но и на юго-вост. гос-ва Индии. Бирм. монахи считают твердынями южн. буддизма в равной степени Шри-Ланку и Бирму, где последней принадлежит право на хранение и толкование "высшей истины", а Таиланд — страной примитивного буддизма. В политич. плане бирм. сангха слабо поддается централизации и контролю, ибо отдельные будд. общины регулярно замыкаются на своей религ. практике, содействуя тем самым разобщению бирманских деревень и появлению локальных религ. движений. Правители же тайских гос-в, как и создаваемые тхеравадинские общины, ориентировались преимущественно на Ланку и признавали приоритет ланкийского буддизма. Крупнейший историк Таиланда принц Дамронг (1862-1943) в своих исследованиях тайского буддизма отмечал вторичность мн. важнейших культовых сооружений в Таиланде, большинство к-рых были копиями или подражаниями ланкийских прототипов. Специфика тайского буддизма хорошо прослеживается в практике получения религ. заслуг. Если в Шри-Ланке накопление заслуг происходит преимущественно через участие в религ. церемониях и шествиях, а также путем паломничества к св. местам, то в Таиланде подчеркивается приоритет повседневных контактов с сангхой, размеренного образа жизни, согласованного с правилами будд. поведения. Поэтому для таи не свойственна экзальтированность сигналов в периоды религ. празднеств. Возможно, эта особенность тайского буддизма порождает относительную инертность верующих по отношению к соц.-политич. событиям в стране. В частн., верующие сельских районов Таиланда знают будд. проповеди об обязанностях мирянина и домовладельца, хотя нередко имеют смутное представление о жизни Будды и об учении буддизма в целом. В. И. Корнев

<<<С
содержание
У>>>

 




blog comments powered by Disqus

Фотографии Тибета

Простирания
Простирания

Пейзажи Тибета
Пейзажи Тибета

Другие фотографии ...

Заглавная Поездка Энциклопедия Фотографии Вопросы Форум О Тибет.Ру

Автор: Vladimir Pavlov Дизайн: inSTYLE.ru Rambler's Top100Rambler's Top100 Контакты
© Tibet.ru 2002-12