Словарь буддизма - Ш

ШАКЬЯ (санскр.), Сакия (пали) — имя рода, к к-рому принадлежал царевич Сиддхартха, ставший Буддой. В годы жизни Будды род Шакьев управлял Кошалой, столицей к-рой был г. Шравасти (палийское название — Саваттхи). Н. А. Канаева

ШАКЬЯМУНИ (санскр.; досл. "мудрец из рода Шакья") — он же Будда, он же Сиддхартха Гаутама, в будд. мифологии — последний земной будда, проповедовавший дхарму (Закон, Истину); учитель, указавший человечеству путь к спасению. Его проповедь положила начало распространению будд. учения на земле. По мнению большинства ученых, Шакьямуни как основатель буддизма — реальное историч. лицо, прожившее всю свою жизнь в Сев. Индии; нек-рые разночтения в датах его жизни и смерти незначительны (560-480, 566-476, 563-473 до н. э.). Уже при жизни Шакьямуни началась мифологизация его биографии, а к нач. н. э. его образ был окончательно канонизирован будд. текстами. (См. Будда). Н. Л. Жуковская

ШАМБАЛА, Шамбхала — полулегенд. страна со столицей Калапа, к-рую обычно считают расположенной к северу от Индии. Вопрос об отождествлении Ш. остается дискуссионным в историч. географии. Первое упоминание о ней встречается в тексте Калачакра-тантры (10 в. н. э.), к-рый, как утверждают, сохранился со времен царя Ш. Сучандры, получившего учение калачакры от Будды Шакьямуни. Легенда о Ш. гласит, что при 25-м царе Ш. Кулика Рудра-чакрине (тиб. Ригдэн Дагпо Хорло-чэн) произойдет великая битва между силами добра, воинством Ш., и силами зла, противниками буддизма. После победы сил Ш. наступит новая эпоха распространения буддизма, к-рая ознаменуется явлением Пятого Будды — Майтреи. Эти идеи получили широкое распространение и неоднократно использовались в политич. целях. В связи с представлениями о том, что в Ш. существуют наилучшие условия для реализации будд. пути и что одно лишь воплощение в Ш. или приход туда исключают возможность последующих неблагоприятных рождений, в Тибете появляются молитвы о рождении в Ш. и "путеводители" в Ш. Содержание путеводителей показывает, что путь в Ш. лежит не столько во внеш. мире, сколько во внутр., и среди образованных лам нередко бытует представление о Ш. как о внутр. реальности — об особом состояния психики, достигаемом в процессе самосовершенствования по системе калачакры. Теософия, отталкиваясь от будд. представлений о Ш., наполняет это понятие своим содержанием, изображая Ш. как тайное обиталище "махатм" — руководителей духовного прогресса мира. Вера в реальность Ш. не раз толкала людей на ее поиски. В 20 в. они неоднократно предпринимались как энтузиастами-одиночками, так и целыми экспедициями в Гималаях, на Памире, на Алтае. А. А. Терентьев

ШИЛА (санскр.), сила (пали) — 1) привычка, поведение, природа, характер (напр., адана-шила — скупость, папа-шила — греховность); 2) моральные предписания, моральный кодекс; отсюда "Панча-шила" — "Пять заповедей", "Даша-шила" — "Десять заповедей". В будд. учении особо выделяется триада моральных качеств: щедрость (дана) , благонравие (шила), очищение и упражнение ума (бхавана). Считается, что из этой триады вытекает мудрость (праджня). 10 будд. заповедей: не убивай, не укради, не потакай чувств, желаниям, не лги, не пьянствуй, не клевещи и не оскорбляй других, не восхваляй себя и не веди фривольных разговоров, избегай жадности и зависти, избегай вражды и злорадства, избегай ереси и не высмеивай Будду, дхарму и сангху — перекликаются с этич. правилами христ-ва. Н. А. Канаева

ШУНЬЯ, шуньята (санскр.) — "пустота". В философии Ш. понималась как относительность или условность: являлась фундаментальным понятием для всей махаяны и доминирующей темой для всей праджнянарамитской лит-ры. Термин появляется уже в хинаяне, но концепция пустоты (шуньявада) получает полную разработку у Нагарджуны, сформулировавшего ее исходные принципы как "троякую истину": 1 ) все вещи пусты, т. к. не имеют субстанциональной реальности; 2) все они временны; 3) все вещи представляют собой синтез пустоты и временности. Нагарджуна считал "пустыми" даже дхармы, поскольку они по своему происхождению зависимы и имеют значение лишь в контексте всех своих связей. В махаяне Ш. является синонимом закона зависимого происхождения. Н. А. Канаева

ЩЕРБАТСКОЙ Федор Ипполитович (1866-1942) — выдающийся русский буддолог, ученик И. П. Минаева, С. Ф. Ольденбурга, Г. Бюллера и Г. Якоби. В 1900-1940 Щ. вел курсы санскрита, пали и тиб. языков в Петербургском, позднее — Ленинградском ун-те. С 1918 — академик, в 1928-1930 — директор Ин-та будд. культуры. С 1904 Щ. опубликовал несколько критич. изданий древних текстов, переводов и исследований в серии "Библиотека Буддика". Он является также автором таких крупнейших монографий по индо-будд. философии, как "Теория познания и логика по учению позднейших буддистов" в 2-х ч. (1903-1909), к-рая в существенно переработанном виде (под названием "Буддийская логика") вышла в свет вторично на англ. языке (1930-1932), "Центральная концепция буддизма и значение термина "дхарма" (Лондон, 1923), "Концепция буддийской нирваны" (Л., 1927). В своих трудах Щ. удалось опровергнуть европоцентристские концепции зап. буддологов, представить буддизм системой диалектических учений, понятийно-терминологический аппарат к-рых претерпел значительные изменения за полторы тысячи лет инд. истории, показать параллельность путей развития зап. и вост. философий. Щ. создал обоснованную периодизацию инд. буддизма, каждая из примерно равных (по 500 лет) эпох к-рого заканчивалась радикальными переменами вероисповедных и доктринально-умозритсльных структур религ.-филос. системы, а также перетолкованием осн. принципов и исходных аксиом, содержащихся в будд. канонах. В. П. Андросов

<<<Ч
содержание
Ы>>>

 




blog comments powered by Disqus

Фотографии Тибета

Начинаем спуск
Начинаем спуск

Простирания
Простирания

Другие фотографии ...

Заглавная Поездка Энциклопедия Фотографии Вопросы Форум О Тибет.Ру

Автор: Vladimir Pavlov Дизайн: inSTYLE.ru Rambler's Top100Rambler's Top100 Контакты
© Tibet.ru 2002-12