Словарь буддизма - Ш

ШАКЬЯ (санскр.), Сакия (пали) — имя рода, к к-рому принадлежал царевич Сиддхартха, ставший Буддой. В годы жизни Будды род Шакьев управлял Кошалой, столицей к-рой был г. Шравасти (палийское название — Саваттхи). Н. А. Канаева

ШАКЬЯМУНИ (санскр.; досл. "мудрец из рода Шакья") — он же Будда, он же Сиддхартха Гаутама, в будд. мифологии — последний земной будда, проповедовавший дхарму (Закон, Истину); учитель, указавший человечеству путь к спасению. Его проповедь положила начало распространению будд. учения на земле. По мнению большинства ученых, Шакьямуни как основатель буддизма — реальное историч. лицо, прожившее всю свою жизнь в Сев. Индии; нек-рые разночтения в датах его жизни и смерти незначительны (560-480, 566-476, 563-473 до н. э.). Уже при жизни Шакьямуни началась мифологизация его биографии, а к нач. н. э. его образ был окончательно канонизирован будд. текстами. (См. Будда). Н. Л. Жуковская

ШАМБАЛА, Шамбхала — полулегенд. страна со столицей Калапа, к-рую обычно считают расположенной к северу от Индии. Вопрос об отождествлении Ш. остается дискуссионным в историч. географии. Первое упоминание о ней встречается в тексте Калачакра-тантры (10 в. н. э.), к-рый, как утверждают, сохранился со времен царя Ш. Сучандры, получившего учение калачакры от Будды Шакьямуни. Легенда о Ш. гласит, что при 25-м царе Ш. Кулика Рудра-чакрине (тиб. Ригдэн Дагпо Хорло-чэн) произойдет великая битва между силами добра, воинством Ш., и силами зла, противниками буддизма. После победы сил Ш. наступит новая эпоха распространения буддизма, к-рая ознаменуется явлением Пятого Будды — Майтреи. Эти идеи получили широкое распространение и неоднократно использовались в политич. целях. В связи с представлениями о том, что в Ш. существуют наилучшие условия для реализации будд. пути и что одно лишь воплощение в Ш. или приход туда исключают возможность последующих неблагоприятных рождений, в Тибете появляются молитвы о рождении в Ш. и "путеводители" в Ш. Содержание путеводителей показывает, что путь в Ш. лежит не столько во внеш. мире, сколько во внутр., и среди образованных лам нередко бытует представление о Ш. как о внутр. реальности — об особом состояния психики, достигаемом в процессе самосовершенствования по системе калачакры. Теософия, отталкиваясь от будд. представлений о Ш., наполняет это понятие своим содержанием, изображая Ш. как тайное обиталище "махатм" — руководителей духовного прогресса мира. Вера в реальность Ш. не раз толкала людей на ее поиски. В 20 в. они неоднократно предпринимались как энтузиастами-одиночками, так и целыми экспедициями в Гималаях, на Памире, на Алтае. А. А. Терентьев

ШИЛА (санскр.), сила (пали) — 1) привычка, поведение, природа, характер (напр., адана-шила — скупость, папа-шила — греховность); 2) моральные предписания, моральный кодекс; отсюда "Панча-шила" — "Пять заповедей", "Даша-шила" — "Десять заповедей". В будд. учении особо выделяется триада моральных качеств: щедрость (дана) , благонравие (шила), очищение и упражнение ума (бхавана). Считается, что из этой триады вытекает мудрость (праджня). 10 будд. заповедей: не убивай, не укради, не потакай чувств, желаниям, не лги, не пьянствуй, не клевещи и не оскорбляй других, не восхваляй себя и не веди фривольных разговоров, избегай жадности и зависти, избегай вражды и злорадства, избегай ереси и не высмеивай Будду, дхарму и сангху — перекликаются с этич. правилами христ-ва. Н. А. Канаева

ШУНЬЯ, шуньята (санскр.) — "пустота". В философии Ш. понималась как относительность или условность: являлась фундаментальным понятием для всей махаяны и доминирующей темой для всей праджнянарамитской лит-ры. Термин появляется уже в хинаяне, но концепция пустоты (шуньявада) получает полную разработку у Нагарджуны, сформулировавшего ее исходные принципы как "троякую истину": 1 ) все вещи пусты, т. к. не имеют субстанциональной реальности; 2) все они временны; 3) все вещи представляют собой синтез пустоты и временности. Нагарджуна считал "пустыми" даже дхармы, поскольку они по своему происхождению зависимы и имеют значение лишь в контексте всех своих связей. В махаяне Ш. является синонимом закона зависимого происхождения. Н. А. Канаева

ЩЕРБАТСКОЙ Федор Ипполитович (1866-1942) — выдающийся русский буддолог, ученик И. П. Минаева, С. Ф. Ольденбурга, Г. Бюллера и Г. Якоби. В 1900-1940 Щ. вел курсы санскрита, пали и тиб. языков в Петербургском, позднее — Ленинградском ун-те. С 1918 — академик, в 1928-1930 — директор Ин-та будд. культуры. С 1904 Щ. опубликовал несколько критич. изданий древних текстов, переводов и исследований в серии "Библиотека Буддика". Он является также автором таких крупнейших монографий по индо-будд. философии, как "Теория познания и логика по учению позднейших буддистов" в 2-х ч. (1903-1909), к-рая в существенно переработанном виде (под названием "Буддийская логика") вышла в свет вторично на англ. языке (1930-1932), "Центральная концепция буддизма и значение термина "дхарма" (Лондон, 1923), "Концепция буддийской нирваны" (Л., 1927). В своих трудах Щ. удалось опровергнуть европоцентристские концепции зап. буддологов, представить буддизм системой диалектических учений, понятийно-терминологический аппарат к-рых претерпел значительные изменения за полторы тысячи лет инд. истории, показать параллельность путей развития зап. и вост. философий. Щ. создал обоснованную периодизацию инд. буддизма, каждая из примерно равных (по 500 лет) эпох к-рого заканчивалась радикальными переменами вероисповедных и доктринально-умозритсльных структур религ.-филос. системы, а также перетолкованием осн. принципов и исходных аксиом, содержащихся в будд. канонах. В. П. Андросов

<<<Ч
содержание
Ы>>>

 




blog comments powered by Disqus

Фотографии Тибета

Вид на Ташилунпо (Tashilunpo Monastery) от главных ворот
Вид на Ташилунпо (Tashilunpo Monastery) от главных ворот

На крыше Поталы
На крыше Поталы

Другие фотографии ...

Заглавная Поездка Энциклопедия Фотографии Вопросы Форум О Тибет.Ру

Автор: Vladimir Pavlov Дизайн: inSTYLE.ru Rambler's Top100Rambler's Top100 Контакты
© Tibet.ru 2002-12