Словарь буддизма - П

ПадмасамбхаваПАДМАСАМБХАВА (санскр.), Падмачжунба (тиб.). Гуру Падма, Гуру римпочхе — персонаж в будд. мифологии Тибета. Его прообразом был, видимо, проповедник из страны Уддияна, приглашенный тиб. царем Тисрондецаном (755-791) для помощи философу Шантаракшите в пропаганде буддизма в Тибете. Согласно преданию, П. магией и чарами обращал в буддизм языческих богов Тибета. Его считают основателем древнейшей будд. школы Тибета — ньингмапа и монастыря Самье. С его именем связывается также проникновение в Тибет ваджраяны, введение мистерии цам (чам), создание комментария на текст "Бардо тодол" ("Книга мертвых"). П. посвящается цам, исполняемый в 10-й день 5-го месяца или в 10-й день 10-го месяца. Е. Д. Огнева

ПАНЧХЕН-ЛАМА, Панчен-лама, (санскр.-тиб., букв., "Учитель — великое знание"), или Панчхен-римпочхе ("Драгоценное великое знание") — согл. тиб. будд. традиции, титул наставников Далай-ламы, считающихся воплощением будды Амитабхи. Формирование ин-та П.-л. связано с именем Лобзан Чойчжи-джалцана (1570-1663), настоятеля монастыря Ташилхунпо, духовника Далай-ламы IV и Далай-ламы V. Мотивация отношения учитель — ученик обосновывается будд. доктриной: Панчхен-лама является наставником Далай-ламы, потому что он — воплощение будды Амитабхи, чьим духовным сыном является бодхисаттва Авалокитешвара, к-рый воплощается в Далай-ламе. Местопребывание П.-л. - монастырь Ташилхунпо. Панчхен-лама III был талантливым дипломатом, политиком, писателем, автором эсхатологического трактата о войне страны Шамбала; Панчхен-лама IV, Данби-ньма (1781-1854) известен как кодификатор тиб. монг. пантеона. С кон. 19 и до сер. 20 в. возрастает соперничество между Далай-ламой и Панчхен-ламой за сферы влияния. Е. Д. Огнева
См также: Монастырь Ташилунпо в Шигатзе

ПАРАМИТА (санскр.; букв. "переправа", "средство спасения") — совершенство. К 6 совершенствам — ступеням, к-рые должен пройти адепт, чтобы достичь состояния бодхисаттвы: милостыня (дана), обеты (шила), терпение (кшанти), старание (вирья), медитация (дхьяна) и мудрость (праджня) — в нек-рых будд. школах добавляли еще 4: помощь другим (упая), глубокое желание давать просветление другим (пранидхана), совершенствование десяти сил (бала), применение трансцендентного знания (джняна). Н. А. Канаева

ПАТРА (санскр.) — чаша, используемая будд. монахами хинаяны для сбора подаяний; с нею они ежедневно по утрам обходили окрестное население, а потом съедали собранное после полудня в соответствии с правилами жизни общины. С П. в руках обычно изображаются все боги ранга будд, что должно подчеркивать монашеский аскетизм их жизни. Н. Л. Жуковская

ПОСОХ МОНАШЕСКИЙ (санскр. кхакхара, тиб. хар-сил, монг. дулдуй) — одна из обязат. принадлежностей будд. монахов. Согласно легендам, первый П. м. из сандалового дерева принадлежал самому Шакьямуни. Классич. раннебудд. П. м. делался из дерева и увенчивался метал. навершием, на к-рое насаживались 12 метал. колец (по числу 12 нидан — причин, ведущих к бесконечной цепи перерождений), издававших мелодичный звон при ходьбе. Осн. назначение П. м. — предупреждать этим звоном все попадающиеся на пути идущего монаха живые существа (мелких животных, насекомых и т. п.) и тем самым дать им возможность избежать участи быть раздавленными, а монаха избавить от невольного преступления — убийства живого существа, т. е. насильств. прерывания чужой кармы. Н. Л. Жуковская

ПОТАЛА (санскр.) —  1) в будд. мифологии название рая, где обитают бодхисаттва Авалокитешвара и его женская энергия Тара; 2) дворец и зимняя резиденция Далай-ламы в Лхасе (до 1959), одна из гл. святынь Тибета; названа в честь рая бодхисаттвы Авалокитешвары. Строительство началось при царе Сронцзангамбо (Красный дворец, 7 в.), окончательно завершилось при Далай-ламе V (Белый дворец, вт. пол. 17 в.). В Красном дворце — 8 ступ с прахом Далай-лам (начиная с Далай-ламы V и кончая Далай-ламой XIII). Самой большой является ступа с прахом Далай-ламы V, а наиб. богато украшенной драгоценными камнями — ступа Далай-ламы XIII. Е. Д. Огнева
Подробнее о дворце Потала

ПУДЖА - богослужение или медитация, как правило сопровождаемая пением и подношениями.

ПЯТЬ ПРАВИЛЬНЫХ ДЕЯНИЙ — пять видов религ. практики, необходимых для перерождения в "чистой земле" будды Амиды (см. Сукхавати, Амитабха), сформулированных кит. будд. монахом Шаньдао: 1 ) чтение и декламация 3 главных амидаистских сутр; 2) медитация, объектом к-рой является "чистая земля"; 3) моления будде Амиде; 4) произнесение имени будды Амиды; 5) восхваление добродетелей и могущества будды Амиды, а также совершение ему подношений. Произнесение имени будды Амиды считалось основным деянием. А. Н. Игнатович

<<<О
содержание
Р>>>

Отдых с детьми и экскурсионный Новый Год в Карелии в Александровке
blog comments powered by Disqus

Фотографии Тибета

Вид на Ташилунпо (Tashilunpo Monastery) от главных ворот
Вид на Ташилунпо (Tashilunpo Monastery) от главных ворот

На крыше Поталы
На крыше Поталы

Другие фотографии ...

Заглавная Поездка Энциклопедия Фотографии Вопросы Форум О Тибет.Ру

Автор: Vladimir Pavlov Дизайн: inSTYLE.ru Rambler's Top100Rambler's Top100 Контакты
© Tibet.ru 2002-12