ПАДМАСАМБХАВА
(санскр.), Падмачжунба (тиб.). Гуру Падма, Гуру римпочхе
— персонаж в будд. мифологии Тибета. Его прообразом был, видимо,
проповедник из страны Уддияна, приглашенный тиб. царем Тисрондецаном
(755-791) для помощи философу Шантаракшите в пропаганде буддизма
в Тибете. Согласно преданию, П. магией и чарами обращал в буддизм
языческих богов Тибета. Его считают основателем древнейшей будд.
школы Тибета — ньингмапа и монастыря Самье. С его именем связывается
также проникновение в Тибет ваджраяны, введение мистерии цам (чам),
создание комментария на текст "Бардо тодол" ("Книга
мертвых"). П. посвящается цам, исполняемый в 10-й день 5-го
месяца или в 10-й день 10-го месяца. Е. Д. Огнева
ПАНЧХЕН-ЛАМА, Панчен-лама, (санскр.-тиб.,
букв., "Учитель — великое знание"), или Панчхен-римпочхе
("Драгоценное великое знание") — согл. тиб. будд. традиции,
титул наставников Далай-ламы, считающихся воплощением будды Амитабхи.
Формирование ин-та П.-л. связано с именем Лобзан Чойчжи-джалцана
(1570-1663), настоятеля монастыря Ташилхунпо, духовника Далай-ламы
IV и Далай-ламы V. Мотивация отношения учитель — ученик обосновывается
будд. доктриной: Панчхен-лама является наставником Далай-ламы,
потому что он — воплощение будды Амитабхи, чьим духовным сыном
является бодхисаттва Авалокитешвара, к-рый воплощается в Далай-ламе.
Местопребывание П.-л. - монастырь Ташилхунпо. Панчхен-лама III
был талантливым дипломатом, политиком, писателем, автором эсхатологического
трактата о войне страны Шамбала; Панчхен-лама IV, Данби-ньма (1781-1854)
известен как кодификатор тиб. монг. пантеона. С кон. 19 и до сер.
20 в. возрастает соперничество между Далай-ламой и Панчхен-ламой
за сферы влияния. Е. Д. Огнева
См также: Монастырь
Ташилунпо в Шигатзе
ПАРАМИТА (санскр.; букв. "переправа",
"средство спасения") — совершенство. К 6 совершенствам
— ступеням, к-рые должен пройти адепт, чтобы достичь состояния
бодхисаттвы: милостыня (дана), обеты (шила), терпение (кшанти),
старание (вирья), медитация (дхьяна) и мудрость (праджня) — в
нек-рых будд. школах добавляли еще 4: помощь другим (упая), глубокое
желание давать просветление другим (пранидхана), совершенствование
десяти сил (бала), применение трансцендентного знания (джняна).
Н. А. Канаева
ПАТРА (санскр.) — чаша, используемая будд.
монахами хинаяны для сбора подаяний; с нею они ежедневно по утрам
обходили окрестное население, а потом съедали собранное после
полудня в соответствии с правилами жизни общины. С П. в руках
обычно изображаются все боги ранга будд, что должно подчеркивать
монашеский аскетизм их жизни. Н. Л. Жуковская
ПОСОХ МОНАШЕСКИЙ (санскр. кхакхара, тиб.
хар-сил, монг. дулдуй) — одна из обязат. принадлежностей будд.
монахов. Согласно легендам, первый П. м. из сандалового дерева
принадлежал самому Шакьямуни. Классич. раннебудд. П. м. делался
из дерева и увенчивался метал. навершием, на к-рое насаживались
12 метал. колец (по числу 12 нидан — причин, ведущих к бесконечной
цепи перерождений), издававших мелодичный звон при ходьбе. Осн.
назначение П. м. — предупреждать этим звоном все попадающиеся
на пути идущего монаха живые существа (мелких животных, насекомых
и т. п.) и тем самым дать им возможность избежать участи быть
раздавленными, а монаха избавить от невольного преступления —
убийства живого существа, т. е. насильств. прерывания чужой кармы.
Н. Л. Жуковская
ПОТАЛА (санскр.) — 1) в будд.
мифологии название рая, где обитают бодхисаттва Авалокитешвара
и его женская энергия Тара; 2) дворец и зимняя резиденция Далай-ламы
в Лхасе (до 1959), одна из гл.
святынь Тибета; названа в честь рая бодхисаттвы Авалокитешвары.
Строительство началось при царе Сронцзангамбо (Красный дворец,
7 в.), окончательно завершилось при Далай-ламе V (Белый дворец,
вт. пол. 17 в.). В Красном дворце — 8 ступ с прахом Далай-лам
(начиная с Далай-ламы V и кончая Далай-ламой XIII). Самой большой
является ступа с прахом Далай-ламы V, а наиб. богато украшенной
драгоценными камнями — ступа Далай-ламы XIII. Е. Д. Огнева
Подробнее о дворце Потала
ПУДЖА - богослужение или медитация, как
правило сопровождаемая пением и подношениями.
ПЯТЬ ПРАВИЛЬНЫХ ДЕЯНИЙ — пять видов религ.
практики, необходимых для перерождения в "чистой земле"
будды Амиды (см. Сукхавати, Амитабха), сформулированных кит. будд.
монахом Шаньдао: 1 ) чтение и декламация 3 главных амидаистских
сутр; 2) медитация, объектом к-рой является "чистая земля";
3) моления будде Амиде; 4) произнесение имени будды Амиды; 5)
восхваление добродетелей и могущества будды Амиды, а также совершение
ему подношений. Произнесение имени будды Амиды считалось основным
деянием. А. Н. Игнатович
|