Словарь буддизма - Н

НАКХОР (тиб., букв. "обход по кругу") — паломничество буддистов по святым местам; может совершаться в любое время года, раз в год или раз в 12 лет; совершается с целью очиститься от мирской скверны, накопить "заслуги" на пути к просветлению, получить благословение святого подвижника или приобщиться к святости свящ. предмета или святого места. Для тибетцев объектами паломничества являются места в Индии и Непале, связанные с именами Будды Шакьямуни: Бодхи-Гая, Лумбини, Раджагриха, Кушинагара и др., и Падмасамбхавы — это озеро Манди, или Манасаровар, долина Сват в Пакистане, склон Гималаев со следом его стопы. Объектом особого почитания тибетцев является ступа Бодхнатх в Непале. К числу святых мест относятся нек-рые горы как места обитания разл. персонажей пантеона: гора Тисе, или Кайласа, — место обитания идама Чакрасамвары, а также место, где поэт и мистик Миларепа одержал победу в диспуте с бонским священником. Со времен династии Юань объектом паломничества стала также гора Утайшань как место обитания бодхисаттвы мудрости — Манджушри. Особый вид паломничества представляет собой обход "земель обетованных" как разновидность пути к просветлению с обязательным посещением Бодхи-Гаи (центр), Шамбалы (север), Уддияны (запад), Утайшань (восток), Потала (юг). В самом Тибете осн. объектами паломничества являются Лхаса и ее святыни, монастыри Ташилхунпо, Самье, Гумбум и др. В число свящ. объектов входят горы Ньянчхентханлха и Амьемачин — места обитания горных божеств, включенных в будд. пантеон Падмасамбхавой. Кроме того, каждому году из 12-летнего цикла посвящалось паломничество в опред. место: в год обезьяны — обход по долине горной вершины Цари, в год овцы — паломничество к вершине Кхаба Карпо на границе Мьянмы (Бирмы), Китая, Тибета и т. д. Е. Д. Огнева


НАРОПА (1016-1100) — мастер йогической практики (см. Йога), учитель Марпы, основателя школы кагъюдпа, автор более 30 сочинений по разл. вопросам культовой практики буддизма, один из 84 сиддхов, биография к-рого включена в тибетский канон (Ганджур-Данджур). Н. Л. Жуковская

НИДАНЫ (санскр., пали, букв. "цепь", "связь"). Термин обозначает процесс перерождения живых существ, представляющий собой "колесо", образуемое 12 ступенями. Все они должны быть преодолены. Первой ступенью является неведение (авидья), называемое первой причиной существования. Затем, основанные на неведении — кармич. результаты (санскара). За кармич. результатами следует индивидуальное сознание (виджняна), затем — определяемый им ум и его выражение в опред. форме (нама-рупа). Далее следуют шесть чувственных способностей и их функции (шадаятана), касание (спарша), чувство (ведана), желание (тришна). Желание порождает привязанность к бытию (упадана), к-рая в свою очередь определяет возникновение (бхава) и невозникновение. Возникновение влечет рождение (джати). Рождение — конечный результат кармы, за ним следуют старость, вместе с горем, огорчениями, печалью, нуждой и отчаянием, и смерть (джара-марана). Синонимами Н. в палийском языке был термин патичча-самуппада, в санскрите — пратитья-самутпада, т. е. закон зависимого происхождения (см. "Колесо жизни"). Н. А. Канаева

НИРВАНА (санскр.), ниббана (пали). В букв. смысле означает отсутствие паутины желаний (вана), соединяющей одну жизнь с другой. Переход в состояние Н. чаще всего сравнивается с пламенем, постепенно угасающим по мере иссякания топлива: страсти (лобха), ненависти (доса), заблуждений (моха). В. И. Корнев

НЬИНГМАПА (тиб., букв. "старая") — тиб. школа буддизма, возникновение к-рой связывается с именем проповедника Падмасамбхавы (8 в.). Ее последователи используют т. н. терчхой — "сокровенные книги", якобы спрятанные во время гонений на буддизм при царе Лангдарма (9 в.). Заново сокровенные тексты стали открываться в 14 в. Учителя школы подразделили эти тексты на несколько видов; в частн., в разделе тантры были выделены группы, к-рые отличаются от традиц. классификации: крия, или ритуал; упайога — слияние абсолютной и относительной истин и медитация циклов пяти татхагат: йога — призывание персонажа пантеона, отождествление себя с этим персонажем; медитация мандалы; махайога — медитация элементов человеческого сознания (скандхи), воспринимаемых в облике персонажей пантеона; анну-йога — тайная инициация в присутствии персонажа пантеона и его женской ипостаси: медитация шуньяты, или пустоты, для того, чтобы разрушить иллюзорность всех вещей; ати-йога — медитация единства персонажа пантеона и его женской ипостаси, к-рая приводит к Бесконечному свету. Достижение состояния просветления (состояния будды) находится в зависимости от посвящения в ту или иную группу текстов: посвященный в крия-тантру достигает состояния будды через семь рождений в облике человека; в упайога-тантру — обретает состояние будды после пяти рождений человеком; посвящение в йога-тантру приводит к состоянию будды через три жизни; махайога-тантра — дает возможность стать буддой в следующем рождении, аннуйога-тантра — во время смерти, ати-йога — в этой жизни. Е. Д. Огнева.

<<<М
содержание
О>>>

 


blog comments powered by Disqus

Фотографии Тибета

Начинаем спуск
Начинаем спуск

Простирания
Простирания

Другие фотографии ...

Заглавная Поездка Энциклопедия Фотографии Вопросы Форум О Тибет.Ру

Автор: Vladimir Pavlov Дизайн: inSTYLE.ru Rambler's Top100Rambler's Top100 Контакты
© Tibet.ru 2002-12