МАЙТРЕЯ
(санскр.; кит. Милэ фо, яп. Мироку, монг., бур. Майдар) — персонаж
будд. мифологии, выступающий одноврем, и как бодхисаттва, и как
будда. Как бодхисаттва М. популярен во всех осн. направлениях
буддизма. Как будда Грядущего мирового периода, который наступит
после окончания периода Шакьямуни, М., согласно буддистским легендам,
обитает на небе Тушита и ждет того времени, когда сможет переродиться
в мире людей. А оно наступит, когда продолжительность жизни людей
на земле достигнет 84 000 лет и будет править миром один справедливый
правитель буддист. Культ М. особенно популярен в Цент. Азии, именно
там во многих монастырях имеются его гигантские статуи. В отличие
от прочих будд М. обычно изображают сидящим на троне со спущенными
вниз ногами. Его характерные атрибуты: золотистый цвет кожи, ступа,
ваза с напитком бессмертия и колесо дхармы. Н. Л. Жуковская
МАЙЯ (санскр.) — иллюзия, обман: в инд. мифологии
— способность сверхъестеств. существ (богов, демонов, духов) к
изменению своего облика; в ряде филос. систем, возникших в рамках
инд. традиции (вишнуизме, буддизме), — иллюзорность бытия как
одно из ключевых понятий, с помощью к-рого осмысливается Вселенная.
Н. Л. Жуковская
МАНДАЛА (санскр.) — сложное сакральное
явление в буддизме, имеющее несколько уровней значения. В др.-инд.
лит-ре М. означало: круг, шар, орбита, колесо, кольцо, страна,
пространство, совокупность, об-во, собрание, вид змеи, одна из
частей Ригведы и т. д. Все эти слова в санскрите, кроме вида змеи,
являются существительными мужского рода. В будд. традиции термин
М. приобрел дополнит. ряд значений: 1) магич. диаграмма, используемая
в практике созерцания; 2) филос. концепция будд. Вселенной, или
"карта" космоса; 3) иерархич. лестница, на к-рой размещен
пантеон богов; 4) в культовой практике — блюдо для сбора жертвоприношений.
М. как магич. диаграмма и как "карта" космоса представляет
собой круг, вписанный в квадрат, к-рый в свою очередь опять-таки
вписан в круг. Внешний круг — Вселенная, внутр. круг — средоточие
бога или любого другого сакрального объекта (чаще всего это символ,
заменяющий божество в ритуале). Квадрат ориентирован по сторонам
света и имеет с каждой стороны Т-образные выходы, т. н. ворота
во Вселенную. Поле квадрата поделено на 4 части. Пятую часть образует
центр. Каждая из них имеет свою окраску: синюю, красную, белую,
желтую, зеленую. Каждый цвет ассоциируется с одной из сторон света,
с одним из будд созерцания (см. Дхьяни-будда, Панча-татхагата),
с одним из органов чувств, с одной из мудр (сакральное положение
рук), с одной из мантр (сакральная формула вызывания божества).
Адепт в процессе созерцания должен по очереди воспроизвести в
себе все, что изображено на М., слить себя с божеством, изображенным
в центре, после чего для верующего наступает высшая стадия созерцания
— слияние с космич. абсолютом. М. часто изображают на полу и на
потолке храма. Они могут быть плоскостными и рельефными, их рисуют
на ткани и на песке, делают из металла, камня, дерева, а в Тибете
даже вырезают из масла, окрасив последнее в соответствующие ритуальные
цвета. М. в виде металлич. блюда, на к-рое посетители храма кладут
свои подношения (деньги, спички, конфеты), так же имеет соответствующие
сакральные признаки: в центре изображается божество или его заменитель,
в качестве к-рого могут выступать ваджра, мифич. гора Меру как
центр будд. космологии, дворец "идеального монарха"
чакравартина. Все это перемежается разл. будд. символами: цветами
лотоса, вазой с напитком бессмертия, колесом с 8-ю спицами (символ
восьмеричного пути, предложенного человечеству Буддой), раковиной,
закрученной спиралью вправо, и т. д. Как модель Вселенной М. имеет
аналогии с др. культовыми сооружениями и предметами человеч. истории
— зиккуратами Древнего Вавилона, мегалитич. сооружениями типа
Стоунхенджа, шаманскими бубнами народов Сибири. Подобная геометрич.
схема лежит в основе храмового зодчества не только в буддизме,
но также в христ-ве и в исламе. Н. Л. Жуковская
МАНДЖУШРИ (санскр.) — в будд. мифологии
махаяны и ваджраяны бодхисаттва, олицетворяющий мудрость. Наряду
с Авалокитешварой и Ваджрапани входит в число трех осн. бодхисаттв.
Образ М. сложился в посл. века до н. э. Обычно его изображают
в красной одежде принца с пылающим мечом в поднятой правой руке,
с сутрой Праджняпарамита в левой. Культ М. особо развит в Китае,
Тибете, Монголии, Бурятии. В ламаизме школы гелугпа его земным
воплощением считается основатель школы Цзонхава. Н. Л. Жуковская
МАНИ (санскр., тиб., монг.) — камни с написанной
или выгравированной на них мантрой ОМ МА НИ ПАД МЕ ХУМ, стоящие
в торах, на перевалах, недалеко от монастырей, населенных пунктов,
в местах будд. паломничеств и т. д. Назначение М. разное: от мемориала
в честь к.-л. события до маркёра сакрального пространства, принадлежащего
тому или иному монастырю. Н. Л. Жуковская
МАНТРА (санскр., дословно "стих",
"заклинание", "волшебство") — магич. формула
призывания и заклинания богов в др.-инд. традиции, в т. ч. в индуизме
и буддизме. Особую силу и значимость приписывает М. ваджраяна
в Тибете и школа Сингон-сю в Японии. Каждому божеству адресована
своя, неповторяющаяся, состоящая из особого набора звуков М. Вера
в силу М. основана на вере в древнюю магич. силу звука. Самая
известная во всех странах М., превратившаяся по сути дела для
громадного большинства рядовых буддистов в повседневную молитву
— ОМ МА НИ ПАД МЕ ХУМ. Н. Л. Жуковская
МАРПА (1012-1096), Марпа из Лхобрага,
Двагпо Лхачже (лекарь из Двагпо) — гл. фигура во "второй
волне" распространения буддизма в Тибете (11- 12 вв.); трижды
совершал паломничество в Индию, ученик Наропы. С его именем связывается
создание школы кагьюдпа и введение разновидности мистич. песен
на основе инд. тантрич. традиции. Его ученик — Миларепа. Житие
М. — это образ жизни йогина-домохозяина, к-рый совместил монашеские
занятия со светской деятельностью; трагич. образ отца, у к-рого
на глазах погиб сын, и учителя, проповедовавшего учение верным
ученикам. Е. Д. Огнева
МЕДИТАЦИЯ (санскр. дхьяна) — внутр. сосредоточение
сознания на опред. идее, обычно подкрепляемое созерцанием соответств.
объекта и ведущее к успокоению, внутр. гармонии и предполагаемому
прорыву на новый уровень понимания сущности бытия. Прорыв на уровень
абсол. понимания именуется в инд. практике самадхи, в яп. — сатори
и по сути близок к приближению к нирване. Согласно учению тхеравады,
с помощью М. как бы просматриваются психологич. состояния любых
существ, действий, явлений, психич. и моральные факторы, описанные
в канонич. текстах, к-рые являются по существу компедиумом поступков
людей и их мотиваций. Видение может быть истинным или ложным.
Если увиденное медитатором соответствует содержанию канонич. текстов,
то видение истинное, если нет, то ложное, порожденное невежеством,
заблуждениями медитатора. Поэтому авторы абхидхармич. трактатов,
к-рые создаются в процессе М., обязательно строго логически увязывают
увиденные картины и образы с высказываниями Будды или его учеников.
Осн. цель М. — освоить увиденное или воображаемое настолько, чтобы
стать целителем, т. е. человеком, способным безошибочно установить
диагноз любой болезни, ее причины и способы лечения, — в этом
же суть просветления, достигаемого с помощью М. М. служит достижению
1) практич, цели (хиляр), 2) исчерпывающего познания (праджня),
3) конечной цели — просветления (бодхи) и нирваны. Считается,
что в процессе М. развиваются 5 достоинств: вера в истинность
учения Будды (саддха); энергия, вызванная решимостью следовать
учению Будды (вирия): стремление быть истинным во всем (сати):
желание предаваться созерцанию и размышлениям (самадхи и випассана),
мудрость (праджня). В. И. Корнев
МЕДИЦИНА ТИБЕТСКАЯ — явление в истории
науч. мысли Тибета, тесным образом связанное со всем комплексом
знаний, включаемых в систему 10 наук и разработанных собственно
тиб. ориг. культурой. Теоретич. база М. т. восходит к текстам
тантры и абхидхармы. Ее основу составляет учение о трех ньепа,
или "виновниках", — лунг (ветер), три (желчь), бадкан
("слизь"). Эти три виновника функционируют по законам
ца, или "пульсации". Тиб. медики определяют жизнь как
"пульсацию", а здоровье и болезни, по их мнению, зависят
от "пульсирующих" сущностей — "ветра", "желчи",
"слизи". Формирование теоретич. основ М. т. относится
к периоду распространения буддизма на территории Тибета (5 в.)
и связывается преимуществ, с переводами с санскрита и, видимо,
с кит. Осн. Текст — "Чжудши" ("Четыре основы")
строится на соч. инд. авторов Вабхати-младшего и Чандрананды,
а в плане теоретич. осмысления восходит (как и др. тиб. медицинские
сочинения) к текстам тантры и абхидхармы. Его части: "Ца-чжуд"
("Дефиниция, или определение медицины"), "Шед-чжуд"
("Теоретическая медицина"), "Маннаг-чжуд"
("Клиническая медицина"), "Чи-чжуд" ("Фармацея",
или, точнее, "Инструментарий медицины"). Их совокупность
составляет предмет М. т. Дальн. ее развитие связано с семьей знаменитых
тиб. медиков, в частн., с именем Ютогба Йондан-гомбо младшего
(1112-1209). Он является автором "Восемнадцатичленного"
комментария на "Чжудши". В своем трактате он самостоят.
разрабатывает диагностику болезней, описывая пульсацию по 11 пунктам,
разрабатывает учение о применении ртути как лечебного препарата
и ее обезвреживании. Огромный вклад в развитие М. т. внес Десрид
Санчжай Джамцхо (1653-1705), регент Тибета и ученый-энциклопедист.
Он является автором труда "Лхантхаб" ("Руководства
по терапии") как дополнения к 3-й части "Чжудши"
и "Вайдурья-онбо" (комментария к "Чжудши").
К числу уникальных памятников науки и культуры Тибета и стран
Цент. Азии относится "Атлас иллюстраций трактата "Вайдурья-онбо",
более известный как "Атлас тибетской медицины". Этот
комплект таблиц на 77 листах иллюстрирует все разделы "Чжудши"
и "Вайдурья-онбо". Кармапа Данзанпхунцхог из Дерге в
1723 составляет "Шелтренг" — знаменитый трактат-руководство
по фармакогнозии М. т. Учение о лекарствах подразделяется на 4
самостоят. дисциплины: вкус лекарств, их усвоение организмом,
их действие, принцип их приготовления. В Европе первые сведения
о М. т. появились благодаря венгерскому ученому-тибетологу А.
Чома де Керёши. В России ее изучением до революции занимались
Позднеев А. М., Бадмаев П. А. и др. Благодаря Бадмаеву в 1875
в Петербурге открываются клиника и амбулатория М. т. Интерес к
М. т. практически не угасал. Ее изучением занимались Гаммерман
А. Ф., Семичов Б. В., Обермиллер Е. Е. В наст. вр. изучением М.
т. и ее лекарственных средств занимаются в Ин-те лекарственных
растений (Москва), Санкт-Петербургском химико-фармацевтическом
ин-те; с кон. 60-х гг. начато изучение источников М. т. в Бур.
филиале Сиботделения РАН. Е. Д. Огнева
МИЛАРЕПА, Миларайба, Мила (1040-1123)
— тиб. поэт-мистик, автор сборника "Гурбум" ("Сто
тысяч песен"), один из основоположников собственно тиб. будд.
поэзии, ученик Марпы. Воспевал созерцательную жизнь отшельника
и прославлял очищающую близость к природе; практиковал технику
туммо. С его именем в традиции тиб. буддизма связывается создание
образа идеальных отношений учитель — ученик, объединение в одной
личности образов отшельника, монаха и светского человека. В монастыре
Лавран в 14-й день 7-го месяца разыгрывалось театральное действо
"Онбо Дордже" ("Охотник Дордже"), посвященное
М.; подобные спектакли известны и в монастырях Монголии. Е.
Д. Огнева
МИРЯНИН — в буддизме, как в др. религиях,
последователь учения, не являющийся членом монашеской общины.
В буддизме имеется ряд общих правил, касающихся отношения М. к
религии. Каждый, кто верит в "три сокровища" — Будду,
дхарму, сангху, уже является последователем этой религии. Буддисты-миряне
обязаны соблюдать 5 повседневных заповедей: не убивать, не воровать,
не лгать, не прелюбодействовать, не пить спиртных напитков. При
соблюдении этих заповедей верующие считаются достойными слышать
слово Будды, пользоваться его благословением, понимать суть учения.
Они в этом случае освобождаются от эгоистич. желаний, от грязных
мыслей, от страха перед судьбой. Верующий должен думать о том,
как он служит родителям, как живет с женой и детьми, как общается
с друзьями и незнакомыми лицами, как контролирует свои мысли,
как служит Будде. В разл. канонич. текстах имеется множество подобных
наставлений. В. И. Корнев
МОКША (санскр.) — освобождение от круговорота
рождений и смерти, синоним нирваны. Как термин М. чаше употребляется
в джайнизме, чем в буддизме. Н. А. Канаева
МОЛИТВЕННЫЕ
КОЛЕСА (барабаны, мельницы) - устройства или сооруженя в виде
барабана или диска с нанесенной на него мантрой. Человеческая
рука, ветер или вода приводят конструкцию в движение, и таким
образом считается, что мантра "произносится". На картинке
изображено ручное молитвенное колесо.
Благодаря анимации и Интернету, количество произносимых
мантр многократно возросло. Мы также вносим свой посильный вклад.
:-)
МОНАХ И МИРЯНИН. В буддизме отношения между
монахами, старшими по возрасту и младшими, учителем и учеником,
настоятелем и рядовыми членами и т. д. ритуализированы, но особенно
эта ритуализация подчеркнута в отношениях членов сангхи с мирянами.
В обществ. местах монаха традиционно приветствуют поднятием сложенных
ладоней к груди или ко лбу. Те же, кто желает получить от монаха
наставления, нередко простираются перед ним, т. е. касаются земли
"пятью точками": коленями, локтями и лбом. Монах не
должен ничего просить и благодарить, когда ему дают пищу или подарки.
Наоборот, мирянин, вручая что-нибудь монаху, благодарит последнего
за то, что монах позволил мирянину совершить доброе дело и тем
самым получить религ. заслугу. Если монаха приглашают в дом, то
он должен сидеть на самом почетном месте (но не в роскош. кресле)
и несколько выше, чем остальные; если он остается в доме на ночь,
то он должен спать в отдельной комнате и через комнату от женщины.
Для монаха неприличен любой контакт с женщиной, ему нельзя касаться
животных женского пола, кукол, женских вещей и т. д. Монаха не
следует спрашивать, что он любит из еды и что ему приготовить,
ибо он должен есть все, что ему дадут, за исключением мяса собаки,
змеи, тигра, медведя, гиены, человека. Монах не должен хвалить
еду, т. к., согласно Винае, еда — это лишь жизненная необходимость,
а ее вкусовые качества не играют роли для монаха. Вместе с тем
хорошая и разнообразная еда рассматривается как знак уважения
к сангхе и религии. По традиции монах должен питаться на подаяния
верующих. В наст. вр. лишь немногие монахи придерживаются этой
традиции, чаще всего верующие приносят еду в монастырь, договорившись
об очередности этих подношений. Характерно, что гл. ответственность
за соблюдение этих ритуальных отношений лежит на мирянине, к-рый
не должен ставить монаха в неудобное положение, напр. приглашая
его на свадьбу, застолье, в совместную поездку, просто в гости
и т. д. Именно мирянин должен знать, что запрещено монаху правилами
Винаи, ибо незнание осн. правил Винаи — это неуважение к сангхе
в целом. Монаха нельзя приглашать в кино, театр, на стадион, на
ярмарку, базар, в ночной клуб, на военные парады, смотреть спортивные
или азартные игры и т. д. Если монаха приглашают в др. город,
то приглашающий должен купить ему билет на транспорт, сопровождать
или встретить его. Во время поездки в обществ. транспорте монах
находится в затруднит. положении, т. к. он не может стоять или
сидеть рядом с женщиной, при нем неприлично вести фривольные разговоры
или нецензурно выражаться и т. д., то есть миряне обязаны контролировать
свое поведение в присутствии монаха. Правила поведения мирян в
отношении монаха объясняются в семье, в школе, а гл. - об этом
рассказывается в сутрах, к-рые читаются верующим в монастырях
и храмах. Напр., в разговоре с монахом следует избегать многих
тем, к-рые Будда считал бесполезными. Они перечисляются в одном
из текстов Аннутара-никаи: "разговор о королях и разбойниках,
министрах и армии, опасностях и войне, еде и питье, одежде и жилье,
украшениях и благовониях, родственниках, экипажах, деревнях и
базарах, городах и районах, женщинах и героях, уличные сплетни,
разговоры о днях минувших, праздная болтовня, разговоры о мире
и морях, о приобретениях и потерях". С монахом можно говорить
только об учении Будды и спрашивать его советов о методах реализации
учения в жизни. В. И. Корнев
МУДРА (санскр., букв. печать, знак, символ,
примета) — 1. Название определенного положения рук, ладоней, пальцев,
к-рое символизирует к.-л. идею в ходе ритуала; реже — название
специфич. позы тела. Слово М., как правило, является вторым компонентом
общего названия символич. жеста, напр. Дана-М. — "символ
даяния", абхайя-М. — "символ неустрашимости". М.
является обязат. третьим компонентом ритуала, символизируя "действие
телом" (наряду с "действием речью" — произнесением
мантр, и "действием мыслью" — дхьяна, самадхи). М. широко
представлены в будд. иконографии, скульптуре и ритуальных танцах.
2. Маха-М. — название одной из систем практик в ваджраяне, преимущественно
в школе кагьюдпа. 3. Маха-М. - синоним названия конечной цели
будд. пути — полного освобождения и всеведения; в этом значении
термин имеет множество истолкований в разл. будд. текстах. 4.
Чатвари-М. (санскр. — "четыре М."): 1) маха-М. — символ
полной подготовленности, "очищенности" тела; 2) дхарма-М.
— символ очищенности речи: 3) самайя-М. — символ очищенности ума,
когда достигнуто равное сочетание душевного покоя (самадхи) и
раскованности (випассана) и 4) карма-М. — символ совершенного
овладения 4 типами творч. активности йогина — "успокоение",
"раскрытие", "могущество", "высшее деяние".
Есть и другие интерпретации термина "четыре мудры".
5. Шад-М. (санскр. - "шесть М."): диадема, браслеты,
серьги, пояс, чакра (колесо) и пепел (пудра) — шесть украшений
божеств в ваджраяне, к-рые символизируют полную реализацию шести
парамит. А. А. Терентьев
|