ГАРУДА (санскр.) — персонаж др.-инд. мифологии,
царь птиц, ездовое животное (вахана) бога Вишну. В будд. мифологии
— огромная птица, вечно враждующая со змеями (нага). Считается,
что Шакьямуни в одном из своих прошлых земных рождений был царем
Г. Поэтому Г. иногда изображается в человеческом обличье, но с
головой и крыльями птицы, со змеей в клюве. Популярный персонаж
в мифологии тибетцев, монголов, бурят, калмыков (монг. Хан Гаруди,
Хангарид, бур. Хэрдиг, калм. Хэрд). Н. Л. Жуковская
ГЕЛУГПА (тиб. — закон добродетели), гелданпа
(тиб. — добродетельный), жа-сер (тиб. — желтая шапка, отличит,
атрибут одежды монахов) — будд. школа в Тибете, созданная в нач.
15 в. Цзонхавой. Глава школы, он же настоятель ее гл. монастыря
– Галдан носит титул гьялва (“победитель”) и считается воплощением
бодхисаттвы Ченрези (см. Авалокитешвара). Установив при помощи
монголов в сер. 16 в. власть над Тибетом и закрепив ее при посредстве
китайцев, контролировавших с сер. 17 в. сношения Тибета с внешним
миром, школа распространилась в Монголии, Бурятии Калмыкии, Туве,
Китае (преимуществ. как придворный культ). Доктрина школы опирается
в инд. традиции на учение мадхьямиков-прасангхнков, в тиб. — в
осн. на школу кадампа. Последователями Г. было разработано учение
о “степенях пути” или лам-рим, под руководством ламы-учителя.
Значение последнего в Г. столь велико что в традиции трехчленная
формула обета Будде, общине и учению дополняется четвертым членом
— обетом ламе. Внутр. единство школы Г. цементировалось строгим
уставом, требовавшим от монахов безбрачия, отказа от употребления
алкоголя и мяса, систематич. повышения своего образования, соблюдения
новой обрядности (празднования Нового года и др.). Влияние школы
закреплялось быстрым строительством монастырей: Галдан (1409),
Брайбун (1416), Сера (1419) вблизи Лхасы и Ташилхунпо (1447) в
Зап. Тибете. Е. Д. Огнева
ГНОСЕОЛОГИЯ БУДДИЙСКАЯ. В раннем буддизме,
так же как в эпоху господства идей Нагарджуны, не существовало
специально разработанной теории познания, Гносеолог. проблемы
имели подчиненное значение и рассматривались в комплексе с методологич.
и логич. проблемами в рамках “науки о правильном ведении публичных
диспутов” (тарка-видья, вадавидья, хету-шастра). Статус самостоятельной
дисциплины под названием “наука об источниках достоверного знания”
(прамана-вада) гносеология обрела в сочинениях Дигнаги (6 в.)
и Дхармакирти (7 в.), причем правила ведения диспутов продолжали
входить в нее в качестве второстепенного раздела. С самого начала
гносеология строилась буддистами как теория, имеющая ограниченное
применение лишь в сфере возможного опыта. Эта область истин, получаемых
с помощью разума, никак не пересекается с областью истин откровения,
ибо абсолют (нирвана) — цель всего буддизма — познается только
с помощью мистической интуиции, присущей адептам, к-рые достигли
высокой степени совершенства. Достижение правильного знания рассматривалось
как отдельная ступенька на пути к этому совершенству. Следствием
такой т. зр. было то, что вплоть до 6 в. буддисты не уделяли внимания
процессам познания, отдавая предпочтение мистицизму и откровению.
Однако необходимость вести полемику с оппонентами, значительно
продвинувшимися в разработке теории познания, вынудила буддистов
взяться за создание своего учения, основные положения к-рого они
позаимствовали у реалистов-найяиков, приспособив их к собственной
идеалистич. философии. Исходным пунктом Г. б. стало разделение
двух уровней реальности: абсолютной, чистой реальности (парамартха)
и эмпирической, феноменальной реальности (самврити). “Чистая реальность”
— это поток дхарм, для человека она непознаваема. “Феноменальная
реальность” — это то, что окружает человека в повседневной жизни.
Она состоит из объективированных образов, возникающих в сознании
человека под воздействием “чистой реальности” на его органы чувств
и наделяемых сознанием пространственно-временными характеристиками,
разл. чувственными и абстрактными качествами. Поэтому эта реальность
— обусловленная, неподлинная и иллюзорная. Двум уровням реальности
соответствуют два рода истины: истина, отражающая “чистую реальность”,
— это высшая истина (парамартха-сатья), и истина, отражающая состояние
эмпирического мира, — это низшая истина (самврити-сатья). С т.
зр. высшей истины во время познавательного акта имеет место как
бы пересечение двух потоков дхарм. Один из них соотносится с познаваемым
объектом, другой — с познающим субъектом. Элементы обоих потоков
вспыхивают одновременно, но друг на друга никак не воздействуют,
не входят друг с другом в контакт. В соответствии с законом зависимого
происхождения нек-рые элементы неизменно появляются в сопровождении
др. элементов. Напр., момент цвета (руна), момент органа зрения
(чакшух) и момент чистого сознания (читта), возникая одновременно
в непосредственной близости, образуют то, что называется ощущением
цвета (спарша). Наличие двух уровней реальности обусловливает
наличие двух познавательных способностей человека: восприятия
и вывода. Дхармакирти определял восприятие как “такой источник
нашего познания, к-рый отличается от мышления и не представляет
собой иллюзии или обмана чувств” (см. Пратьякша). В восприятии
человеческие органы чувств имеют дело с единичными сущностями.
Результатом восприятия является суждение восприятия или воспринятое
представление, в создании к-рого принимает участие ум, называемый
буддистами органом внутр. чувства. Под выводом как вторым источником
знания (см. Анумана) буддисты имеют в виду мышление вообще как
область чистой идеальности. Буддисты считают все формы и продукты
мышления нереальными, так как они конструируются по своим собственным
законам, никак не вязанным с реальностью, поэтому они называют
мышление и его продукты “сконструированными”. По словам Дхармакирти,
“деятельность мышления состоит в создании такого образа и представления,
к-рое способно быть обозначенным словом и слиться с ним”. Чувственное
познание более совершенно, чем интеллектуальное познание, ибо
чувственное познание аффицируется абсолютной реальностью, интеллектуальное
же познание имеет дело с мыслит. конструкциями. Концепция вывода
послужила ядром формирования будд. логики, ибо в ее рамках начинают
ставиться и решаться чисто логич. проблемы: проблема сущности
суждения, проблема форм правильных силлогизмов, проблема обоснования
отношения логич. следования (или материальной импликации), строится
классификация логич. ошибок. Блестящие достижения буддистов в
этой области определили ведущее положение будд. логики в ср.-век.
Индии, ее влияние на логич. разработки представителей всех остальных
школ, хотя будд. форма логики сильно отличалась от всех прочих
по исходным филос. принципам и по своей экстенсиональной направленности.
Н. А. Канаева