Словарь буддизма - Г

ГАРУДА (санскр.) — персонаж др.-инд. мифологии, царь птиц, ездовое животное (вахана) бога Вишну. В будд. мифологии — огромная птица, вечно враждующая со змеями (нага). Считается, что Шакьямуни в одном из своих прошлых земных рождений был царем Г. Поэтому Г. иногда изображается в человеческом обличье, но с головой и крыльями птицы, со змеей в клюве. Популярный персонаж в мифологии тибетцев, монголов, бурят, калмыков (монг. Хан Гаруди, Хангарид, бур. Хэрдиг, калм. Хэрд). Н. Л. Жуковская

ГЕЛУГПА (тиб. — закон добродетели), гелданпа (тиб. — добродетельный), жа-сер (тиб. — желтая шапка, отличит, атрибут одежды монахов) — будд. школа в Тибете, созданная в нач. 15 в. Цзонхавой. Глава школы, он же настоятель ее гл. монастыря – Галдан носит титул гьялва (“победитель”) и считается воплощением бодхисаттвы Ченрези (см. Авалокитешвара). Установив при помощи монголов в сер. 16 в. власть над Тибетом и закрепив ее при посредстве китайцев, контролировавших с сер. 17 в. сношения Тибета с внешним миром, школа распространилась в Монголии, Бурятии Калмыкии, Туве, Китае (преимуществ. как придворный культ). Доктрина школы опирается в инд. традиции на учение мадхьямиков-прасангхнков, в тиб. — в осн. на школу кадампа. Последователями Г. было разработано учение о “степенях пути” или лам-рим, под руководством ламы-учителя. Значение последнего в Г. столь велико что в традиции трехчленная формула обета Будде, общине и учению дополняется четвертым членом — обетом ламе. Внутр. единство школы Г. цементировалось строгим уставом, требовавшим от монахов безбрачия, отказа от употребления алкоголя и мяса, систематич. повышения своего образования, соблюдения новой обрядности (празднования Нового года и др.). Влияние школы закреплялось быстрым строительством монастырей: Галдан (1409), Брайбун (1416), Сера (1419) вблизи Лхасы и Ташилхунпо (1447) в Зап. Тибете. Е. Д. Огнева

ГНОСЕОЛОГИЯ БУДДИЙСКАЯ. В раннем буддизме, так же как в эпоху господства идей Нагарджуны, не существовало специально разработанной теории познания, Гносеолог. проблемы имели подчиненное значение и рассматривались в комплексе с методологич. и логич. проблемами в рамках “науки о правильном ведении публичных диспутов” (тарка-видья, вадавидья, хету-шастра). Статус самостоятельной дисциплины под названием “наука об источниках достоверного знания” (прамана-вада) гносеология обрела в сочинениях Дигнаги (6 в.) и Дхармакирти (7 в.), причем правила ведения диспутов продолжали входить в нее в качестве второстепенного раздела. С самого начала гносеология строилась буддистами как теория, имеющая ограниченное применение лишь в сфере возможного опыта. Эта область истин, получаемых с помощью разума, никак не пересекается с областью истин откровения, ибо абсолют (нирвана) — цель всего буддизма — познается только с помощью мистической интуиции, присущей адептам, к-рые достигли высокой степени совершенства. Достижение правильного знания рассматривалось как отдельная ступенька на пути к этому совершенству. Следствием такой т. зр. было то, что вплоть до 6 в. буддисты не уделяли внимания процессам познания, отдавая предпочтение мистицизму и откровению. Однако необходимость вести полемику с оппонентами, значительно продвинувшимися в разработке теории познания, вынудила буддистов взяться за создание своего учения, основные положения к-рого они позаимствовали у реалистов-найяиков, приспособив их к собственной идеалистич. философии. Исходным пунктом Г. б. стало разделение двух уровней реальности: абсолютной, чистой реальности (парамартха) и эмпирической, феноменальной реальности (самврити). “Чистая реальность” — это поток дхарм, для человека она непознаваема. “Феноменальная реальность” — это то, что окружает человека в повседневной жизни. Она состоит из объективированных образов, возникающих в сознании человека под воздействием “чистой реальности” на его органы чувств и наделяемых сознанием пространственно-временными характеристиками, разл. чувственными и абстрактными качествами. Поэтому эта реальность — обусловленная, неподлинная и иллюзорная. Двум уровням реальности соответствуют два рода истины: истина, отражающая “чистую реальность”, — это высшая истина (парамартха-сатья), и истина, отражающая состояние эмпирического мира, — это низшая истина (самврити-сатья). С т. зр. высшей истины во время познавательного акта имеет место как бы пересечение двух потоков дхарм. Один из них соотносится с познаваемым объектом, другой — с познающим субъектом. Элементы обоих потоков вспыхивают одновременно, но друг на друга никак не воздействуют, не входят друг с другом в контакт. В соответствии с законом зависимого происхождения нек-рые элементы неизменно появляются в сопровождении др. элементов. Напр., момент цвета (руна), момент органа зрения (чакшух) и момент чистого сознания (читта), возникая одновременно в непосредственной близости, образуют то, что называется ощущением цвета (спарша). Наличие двух уровней реальности обусловливает наличие двух познавательных способностей человека: восприятия и вывода. Дхармакирти определял восприятие как “такой источник нашего познания, к-рый отличается от мышления и не представляет собой иллюзии или обмана чувств” (см. Пратьякша). В восприятии человеческие органы чувств имеют дело с единичными сущностями. Результатом восприятия является суждение восприятия или воспринятое представление, в создании к-рого принимает участие ум, называемый буддистами органом внутр. чувства. Под выводом как вторым источником знания (см. Анумана) буддисты имеют в виду мышление вообще как область чистой идеальности. Буддисты считают все формы и продукты мышления нереальными, так как они конструируются по своим собственным законам, никак не вязанным с реальностью, поэтому они называют мышление и его продукты “сконструированными”. По словам Дхармакирти, “деятельность мышления состоит в создании такого образа и представления, к-рое способно быть обозначенным словом и слиться с ним”. Чувственное познание более совершенно, чем интеллектуальное познание, ибо чувственное познание аффицируется абсолютной реальностью, интеллектуальное же познание имеет дело с мыслит. конструкциями. Концепция вывода послужила ядром формирования будд. логики, ибо в ее рамках начинают ставиться и решаться чисто логич. проблемы: проблема сущности суждения, проблема форм правильных силлогизмов, проблема обоснования отношения логич. следования (или материальной импликации), строится классификация логич. ошибок. Блестящие достижения буддистов в этой области определили ведущее положение будд. логики в ср.-век. Индии, ее влияние на логич. разработки представителей всех остальных школ, хотя будд. форма логики сильно отличалась от всех прочих по исходным филос. принципам и по своей экстенсиональной направленности. Н. А. Канаева

<<<В
содержание
Д>>>

blog comments powered by Disqus

Последние обсуждения на форуме Тибет.ру
Warning: require(/www/site/forum.tibet.ru/main.inc.php): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/forum.tibet.ru/last/last_to_main.php on line 42 Fatal error: require(): Failed opening required '/www/site/forum.tibet.ru/main.inc.php' (include_path='.:/etc/php5/lib/php') in /var/www/forum.tibet.ru/last/last_to_main.php on line 42
Фотографии Тибета






Другие фотографии ...

Заглавная Поездка Энциклопедия Фотографии Вопросы Форум О Тибет.Ру

Автор: Vladimir Pavlov Дизайн: inSTYLE.ru Rambler's Top100Rambler's Top100 Контакты
© Tibet.ru 2002-12