Словарь буддизма - Д. 

ДАЛАЙ-ЛАМА  - простое и понятное объяснение здесь.
По научному: (монг., тиб. полностью — вачирдара далай-лама, букв. "держащий ваджру океан-учитель", т. е. учитель, чьи знания бесконечны, как океан) — титул политич. и духовного владыки тиб, народа. Д.-л. защитник и покровитель верующих, земное воплощение Авалокитешвары, будд. персонификации милосердия. Титул Д.-л. по происхождению монг. В 1578 монг. князь Алтан-хан присвоил его Соднам Джамцхо. 3-му наместнику школы гелугпа (1543-1588). Впоследствии титул распространился и на двух предшествующих наместников. Именно монг. вариант титула Д.-л. стал известен во всем мире. В самом же Тибете Д.-л. называют Дже римпочхе (Драгоценный владыка) и Тхамчад кхьенпа (Всеведущий). В истории Тибета известно 14 носителей титула Д.-л., однако верующие принимают их всех за одного, существовавшего последовательно в каждом из 14 тел. После смерти очередного Д.-л. начинались поиски его нового воплощения. Новый Д.-л. избирается после обнаружения и идентификации в качестве воплощения или реинкарнации предыдущего (см. Тулку). Новую реинкарнацию отыскивают по характерным признакам среди мальчиков, родившихся спустя 49 дней, но не более чем через 2 года после смерти предыдущего Д.-л. Образование Д.-л. получал в монастырях школы — гелугпа. Полная интронизация происходила в 16-18 лет. До достижения совершеннолетия нового Д.-л. страной управлял регент. Имена первых Д.-л. следующие: Д.-л. I - Гедундуб (1391-1474), известен как настоятель монастыря Ташилхунпо; Д.-л. II — Гедун Джамцхо (1475-1542), был настоятелем монастыря Дрепунг, Д.-л. III — Соднам Джамцхо (1543-1588), основал монастырь Гумбум; Д.-л. IV — Ендон Джамцхо (1589-1617), правнук Алтан-хана, единственный нетибетец в традиции Д.-л. Е. Д. Огнева
Смотри также:
Простое объяснение
Биография Его Святейшества Далай Ламы XIV Тэнзин Гьяцо.


ДАЛАЙ-ЛАМА V (Агван Лобзанг Джамцхо, или Нгагван Ловсан Джамцхо, 1617-1682) — высший духовный авторитет Тибета; при нем окончат. сложилась теократич. система правления, просуществовавшая до 1959, при к-рой в одних руках сосредоточивалась гражданская и духовная власть; официально был подтвержден кит. императором титул Далай-ламы (1653) и завершилось объединение Тибета. В борьбе за власть над всем Тибетом Д.-л. V использовал сначала помощь племенного союза монг. племен во главе с хошутом Турубайху, а затем переориентировался на помощь кит. династии Цин; практически уничтожил школу чжонангпа, к-рая вместе с др. школами (кармапа) поддерживала светских правителей, стремившихся к созданию независимого тиб. гос-ва и противостоявших новой политич. силе — империи Цин. С именем Д.-л. V связано создание грандиозного ансамбля дворца Потола. Агван Лобзанг Джамцхо был талантливым историком и плодовитым литератором (собрание его сочинений составляет 25 томов), он является создателем новой драматургии мистерий цам (чам). Е. Д. Огнева

ДАЛАЙ-ЛАМА VI (Цаньян Джамцхо, 1683-1706) — духовный авторитет Тибета при регенте Десрид Санчже-джамцхо (1653-1705), к-рый 15 лет скрывал смерть Д.-л. V; объявлен кит. императорским двором "фальшивым", поскольку о его воплощении стало известно лишь в 1697. а Д.-л. V скончался в 1682. Д.-л. VI отдавал предпочтение светскому образу жизни и под разными предлогами оттягивал окончат. посвящение и принятие обетов гэлюнга (монаха). После смерти регента был низложен (1706) и умер при невыясненных обстоятельствах по дороге в Пекин или, согл. устной традиции, стал скитальцем. Более всего почитается как автор лирич. стихов, содержание к-рых допускает как светское их восприятие, так и мистическое, религ. толкование. Е. Д. Огнева

ДАЛАЙ-ЛАМА VII (Калзанг Джамцхо, Галсан-джамцхо, 1708-1757) - духовный авторитет Тибета в смутное время; был обнаружен благодаря указаниям в стихах Д.-л. VI; в кит. традиции дважды (1709, 1719) утверждался в качестве Д.-л. VI. Его влияние на светские дела начинается с 1751. Он - автор 8-томного собрания сочинений, его интересы связаны с изучением тантрической традиции. Е. Д. Огнева

ДАЛАЙ-ЛАМА VIII (Джамбал Джамцхо, 1758-1804) — духовный авторитет Тибета, при к-ром с 1793 устанавливается принцип выборности Далай-лам и Панчен-лам, по жребию под контролем амбаней или представителей кит. администрации, завершается строительство Норбулинга — летней резиденции Далай-лам: Тибет становится закрытым для иностранцев. Е. Д. Огнева

ДАЛАЙ-ЛАМА XIII (Тхубдан Джамцхо, 1876-1933). В возрасте 1 года был найден как перерожденец Далай-ламы XII: в 1894, свергнув правившего вместо него регента, объявил себя политич. и духовным главой Тибета, что вызвало осложнение тиб.-кит. отношений, ибо Тибет считался вассалом правившей Китаем династии Цин. Во время вторжения англичан в Тибет в 1904 Д.-л. ХIII вынужден был бежать в Монголию, где прожил 2 года в монастыре Гандантекчинлинг. В 1910 Д.-л. XIII был смещен со своего поста особым эдиктом кит. императора. После Синьхайской революции в Китае Д.-л. XIII издает в 1913 декларацию, фактически провозгласившую независимость Тибета. В числе своих учителей Д.-л. XIII называл бурята Агвана Доржиева. Находясь в Монголии, Д.-л. XIII познакомился с Ф. И. Щербатским и русским географом и путешественником П. К. Козловым, проявлял интерес к России и перспективам политич. и экономич. контактов с нею, принимал у себя в Лхасе рус. посольство во главе с А. Доржиевым, оказал материальное и моральное содействие строительству Буддийского храма в Петрограде. Е. Д. Огнева


ДАНА (пали, санскр. — даяние; щедрость) — добродетель подаяния милостыни бедными нуждающимся, а также дарения монахам или монашеской общине; одно из трех "добродетельных деяний, приносящих религ. заслугу", к-рые включают также моральное поведение (шила) и медитацию (бхавана); первое из десяти совершенств (парамита). Н. А. Канаева

ДАЦАН (тиб.) — первонач. в ламаизме (тиб., монг., бур., калм.) название ф-та (отделения) учебного заведения при монастыре. Позднее в бур. ламаизме Д. стал названием самого монастыря. Н. Л. Жуковская

ДЕРЕВО БОДХИ — дерево, под к-рым на Шакьямуни снизошло просветление (бодхи) и он стал Буддой. Считается, что это реальное дерево, ученые относят его к виду Ficus religiosa. Будд. монастыри стараются раздобыть отростки дерева этого вида, они служат объектами поклонения. Д. б. - один из важнейших будд. символов, атрибут всех будд во всех мирах, считается, что только под ним возможно достижение состояния просветления. Н. Л. Жуковская

ДЕСЯТЬ ДЕЯНИЙ — десять из 52 ступеней (с 21 по 30) пути бодхисаттвы, прохождение к-рых придает альтруистический характер всей последующей деятельности. Д. д. включает в себя: 1) материальную помощь другим людям; 2) помощь советами; 3) терпимость к чужим взглядам и поступкам; 4) самоотверженность в служении другим; 5) правильное понимание своего долга; 6) появление перед другими в том виде, в каком они возродятся в "стране Будды"; 7) свободу от привязанностей к двум крайним взглядам — существованию вещей и несуществованию вещей; 8) обретение добродетелей, к-рые трудно обрести; 9) проповедь и распространение учения Будды; 10) постижение сущности "срединного пути". А. Н. Игнатович

ДЕСЯТЬ ЗЕМЕЛЬ — четвертый этап пути бодхисаттвы из 52 ступеней (с 41 по 50). На этом этапе бодхисаттва актуализировал результаты прохождения предыдущих 40 ступеней, что выражалось в следующих его состояниях: 1) радость от постижения истинной сущности бытия; 2) чистота как следствие освобождения от всех "нечистот" земного мира; 3) излучение "света мудрости"; 4) углубление совершенного знания истинной сути бытия; 5) ощущение преодоления последних трудностей на пути к просветлению; 6) проявление совершенного знания; 7) ощущение преодоления ограниченности как хинаяны, так и махаяны; 8) твердая убежденность в истинности "срединного пути" Будды; 9) ощущение обладания всепроникающей мудростью, дающей возможность без к.-л. помех проповедовать учение Будды; 10) ощущение себя облаком, к-рое орошает все живые существа учением Будды. А. Н. Игнатович

ДЕСЯТЬ РВЕНИЙ — определение десяти из 52 ступеней (с 31 по 40) пути бодхисаттвы, включающие в себя: 1) спасение др. живых существ втайне от них; 2) несокрушимую веру в истинность будд. учения; 3) проповедь и распространение учений всех без исключения будд; 4) посещение будд в местах их пребывания и служение им: 5) благословение др. живых существ; 6) наделение др. живых существ безграничным благом; 7) видение в др. живых существах всех миров дхармы; 8) постижение истинной сущности всех вещей и явлений: 9) освобождение от всех без исключения привязанностей; 10) освобождение от к.-л. зависимости от вещей и явлений. А. И. Игнатович

ДЕСЯТЬ (СТУПЕНЕЙ) ВЕРЫ — первые десять из 52 ступеней пути бодхисаттвы: 1) пробуждение "чистой" веры в учение Будды; 2) запоминание всею постигнутого; 3) усердие в продвижении по пути бодхисаттвы; 4) сосредоточенность на размышлении о пути бодхисаттвы; 5) обретение мудрости для постижения истинной сущности вещей и явлений; 6) принятие обетов; 7) направление ранее обретенных добродетелей на достижение просветления; 8) предохранение от земных желаний; 9) борьба с привязанностями ко всему земному; 10) соблюдение обетов. Прохождение этих ступеней предполагает обретение веры в спасительную силу будд. учения. А. Н. Игнатович

ДЕСЯТЬ (СТУПЕНЕЙ) УКРЫТИЯ — второй этап пути бодхисаттвы из 52 ступеней (с 11 по 20), прохождение к-рых обеспечивает невосприимчивость к разл. рода земным соблазнам (т. е. "укрытие" от них): 1 ) стремление стать буддой; 2) постижение "пустоты" вещей; 3) совершение благих деяний; 4) постижение относительности и условности всех вещей и явлений; 5) постижение истинной сущности вещей и явлений через совершение благих деяний; 6) обретение высшей мудрости — "праджни"; 7) достижение такого уровня просветленности, когда уже невозможно возвращение на к.-л. пройденную ступень; 8) обретение неподверженности влияниям со стороны ложных учений; 9) убежденность в возможности стать буддой; 10) постижение того, что ничто не рождается и не умирает. А. Н. Игнатович


ДЗОГЧЕН (сокращение от тиб. дзогпаченпо, букв. — "великое совершенство") — учение, входящее в ньингмапа как высшая 9-я ступень практики, называемая также Атийогой (изначальной йогой). Согл. древним тантрам, Д. восходит к истокам цивилизации, содержит элементы древне-инд. философии и практики. Д. — это быстрый путь достижения состояния будды, раскрывающий сокровенную природу личности. Изложение сущности Д. приписывается Гарабу Дорже (1 в. н. э.), жившему на сев.-зап. Индии. Он сформулировал свой опыт в концепции Изначального состояния, к-рому присущи Изначальное знание. Изначальная свобода и Совершенство. Понять Д. это значит понять Изначальное состояние. В. М. Монтлевич

ДЗЭН (яп., кит. — чань от санскр. дхьяна, т. е. "медитация") — одна из наиб. влият. будд. школ в Японии. Согласно традиции, это учение пришло из Индии, но в действительности оно возникло в Китае в нач. 6 в. н. э., впитав в себя элементы многих будд. направлений; мадхьямиков, йогачаров, Хуаянь-цзун; несомненно, нек-рое влияние на идеи чань оказал даосизм. Д. признает реальность феноменального мира, но воспринимает его как неистинный. иллюзорный, "ничто" (му). Только при помощи медитации можно постичь свою изначальную природу, к-рая есть не что иное, как "сущность будды" (буссё). достичь пробуждения (сатори) и после этого постичь истинную природу вещей, увидеть их сокровенную суть и осознать свою причастность ко всему сущему. Большое внимание уделяется в Д. проблемам психотренинга, для чего используются прежде всего практики дзадзэн и коан. Из учения Хуаянь Д. позаимствовал идею о тотальной взаимосвязи общего и частного, что выражается принципом "все в одном, одно во всем". Д. не признает существования вселенского Будды, считается, что он наличествует в каждом индивидууме, к-рый в свою очередь тождествен абсолюту и является вместилищем неогранич. возможностей. Существование в мире каких-либо принцип. оппозиций есть фикция, порождение "замутненного" сознания. В действительности же между субъектом и объектом, нирваной и сансарой, жизнью и смертью, знанием и невежеством не существует никакой разницы. "Пробужденное" сознание приравнивается к "безмыслию" (мунэн), а мир предстает для него недвойственным (фуни). В то же время Д. подчеркивает важность активного отношения к миру, реализации в нем творч. энергии. Д. не приемлет крайнего аскетизма: человеч. желания должны не подавляться, а направляться в духовные сферы. Сокровенные истины, считают последователи Д., передаются не через будд. трактаты, а "от сердца, к сердцу", от учителя к ученику. На раннем этапе своего существования в Китае чань выступал против любых авторитетов, против необходимости изучения свящ. будд. текстов. Но с течением времени (в Китае, а еще в большей степени в Японии) декларируемые иконопластические и антиавторитарные принципы спокойно могли сосуществовать с богатейшей письменной традицией, усиленным и глубоким изучением и комментированием писаний др. наставников, равно как с почти харизматич. отношением к своим непосредственным наставникам, к их трудам и высказываниям. Повышенное внимание обращалось на строгость наследования опред. традиции, что привело к дроблению подшкол Д. на отд. ветви, обладавшие не всегда отчетливо выраженными, но только ему присущими тенденциями. В Японии существовало более 50 разных ветвей Д. В Китае расцвет чань приходится на время правления династии Тан (618-907). В это время первоначально относительно однородное учение после шестого патриарха Хуэйнэна разделилось на "пять домов и семь школ", дробление к-рых продолжалось и в дальнейшем. В это время жили такие прославленные наставники чань, как Мацзу Даои, Байчжан Хуайхай, Хуанбо Сиюнь, Линьцзи Исюань и др. Впервые Япония познакомилась с теорией и практикой чань-буддизма только в кон. 12 в., когда его история в Китае уже насчитывала неск. Веков. Два осн. направления яп. Д. — Риндзай-сю и Сото-сю получили в Японии распространение прежде всего благодаря усилиям соответственно Эйсан и Догэна. Вслед за ними мн. японцы отправлялись в Китай для изучения философии чань, а кит. миссионеры в свою очередь прибывали в Японию и распространяли там свои идеи. Ко времени знакомства японцев с чань он претерпел в Китае сильные видоизменения. От былого бунтарского чань оставалась лишь жалкая тень. Жизнь в чаньских монастырях строжайшим образом регламентировалась монаст. уставами, а вместо религ. практики монахи чаще предпочитали заниматься литературным трудом или изящными искусствами. Поэтому яп. Д. имеет много общих черт именно с "постхаризматич.", монаст. чань. Начало распространения Д. в Японии совпало с переходом власти в руки самурайского военного сословия, к-рое остро нуждалось в собств. идеологии. Декларируемое Д. отрицат. отношение к письм. слову и кажущаяся простота дзэнской философии больше импонировали вкусам и запросам малограмотных самураев, чем сложные филос. концепции таких школ, как Тэндай-сю или Сингон-сю. Одновременно через посредство Д. самураи получали возможность приобщиться к кит. культуре, к-рая удовлетворяла их в значительно большей степени, чем предельно эстетизир. национ. культура, культивировавшаяся в придворной среде. Сёгунское пр-во осознало возможность использования Д. в качестве интегрирующего социального фактора и постаралось подчинить дзэнские монастыри правительств. контролю. По существовавшему в Китае образцу была создана иерархия. система "пяти гор и десяти храмов" (годзан дзиссацу), в к-рую включались почти все монастыри Риндзай. Храмы Сото, расположенные преимуществ, в провинциях, не входили в эту систему (за исключением подшколы Ванси) и поэтому обладали большой степенью внутр. свободы. Наивысший расцвет Д. в Японии приходится на 14-15 вв.. когда дзэнские монахи выступали в роли советников и наставников при сёгунском и императ. окружении. Монастыри годзан были крупными центрами культурной деятельности, там возникла богатейшая дзэнская лит-ра на кит. языке (см. Пяти гор литература) — годзан бунгаку. И все же на протяжении эпохи Муромати ( 1333-1568) Д. в осн. оставался достоянием людей образов., независимо от того, к каким соц. слоям они относились. Нек-рые проповедники пытались распространить идеи Д. и в среде простого народа, для чего отказывались от кит. языка в пользу яп. Наиболее рано эта тенденция проявилась в направлении Сото, где уже Догэн создавал свои сочинения на яп. языке. В эпоху Токугава (1603-1868) в Д., как и в других будд. школах., шел активный процесс переосмысления накопленных идей и знаний в сторону большего прагматизма и синкретизма. На протяжении всей своей истории Д. оказывал сильнейшее влияние на мн. сферы яп. культуры и традиц. эстетики, что нашло яркое отражение в таких национ. искусствах, как монохромная живопись, икебана, чайная церемония, каллиграфия, искусство разбивки садов, разные виды военных искусств (кэмпо), яп. поэзия и драма Но. Простота, естественность, спонтанность, гармония — эти эстетич. принципы не только стали неотъемл. чертами яп. искусства, но и во многом определяли отношение к жизни для японцев. В 20 в. благодаря усилиям прежде всего Д. Судзуки (1870-1966) Д. стал достоянием зап. культуры. Многие зап. философы, теологи, писатели, художники, психиатры, музыканты проявляли интерес к Д. и пытались приспособить его идеи к собств. творчеству. Отголоски Д. можно обнаружить в произведениях Г. Гессе, Дж. Сэлинджера, Дж. Керуака, в поэзии Г. Снайдера и А. Гинсберга, в живописи В. Ван Гога и А. Матисса, в музыке Г. Малера и Дж. Кейджа, в философии А. Швейцера, в трудах по психологии К. Г. Юнга и Э. Фромма. В 60-х гг. "дзэнский бум" охватил многие америк. ун-ты и придал опред. окраску движению битников. В наст. вр. Д. не является самой массовой школой яп. буддизма, но продолжает сохранять довольно прочные позиции. Число приверженцев Сото ею оценивается в 7 млн, Риндзай-сю — в 3 млн человек. Монастыри и центры по изучению Д. существуют и за пределами Японии — прежде всего в США и Зап. Европе (Франция, Англия, ФРГ и др.). А. М. Кабанов

ДОРДЖЕ - тоже, что и Ваджра

ДХАММАПАДА (пали) — "Путь буддийской доктрины"; наиболее известный и часто цитируемый текст палийского канона. Содержит 423 стиха-афоризма, разделенных на 26 глав, в к-рых речь идет о "благородной системе" моральной философии. Переводилась с пали на пракриты, санскрит, кит. и мн. др. языки. Популярна в будд. странах как у тхеравадинов, так и у махаянистов. На Шри-Ланке долгое время использовалась как учебник для новообращенных; заучивалась наизусть. Н. А. Канаева

ДХАРМА (санскр.), ДХАММА (пали) — чрезвычайно важный и многозначный термин не только буддизма, но и всей инд. философии. Палийский термин употреблялся в основном школой тхеравада, санскр. — в школах махаяны. Санскр. форма слова "дхарма" — производная от арийск, корня dhar — утверждать, поддерживать, защищать; переводится как "система", "доктрина", "религия", "добродетель", "моральное качество", "долг", "справедливость", "закон", "образец", "норма", "идеал", "истина", "форма", "условие", "причина", "порядок мироздания" — значение зависит от контекста. Можно выделить 5 групп основных значений термина Д.: 1) доктрина; к.-л. учение, излагаемое в систематич. форме; руководящие жизненные принципы, принимаемые человеком; в буддизме — учение Будды; 2) правило; правильное поведение; справедливость; закон: праведность; 3) условие; причина или прошлое, выступающее причиной; причина и следствие как практически идентичные; 4) феноменальное; Д. как следствие (в этом значении она употребляется в Дхаммападе: "Все дхармы (т. е. все феноменальное) сотворены мышлением"). Приложение слова "дхарма" к феноменальному миру указывает на его упорядоченную структуру; мир — это выражение закона; 5) высшая реальность — точечные моменты бытия, вспышки психо-физической "энергии". Уже в раннем буддизме элементы-дхармы классифицируются трояким образом: по скандхам (Skandha), аятанам (ауtanа) и дхату (dhatu). По скандхам разделялись элементы, составляющие эмпирическую личность (пудгала), т. е. личность, с к-рой люди имеют дело в повседневной жизни. С т. зр. же "высшей реальности" эта личность нереальна, т. к. складывается из 5 скандх элементов: а) телесных Д., составляющих тело (рупа); б) Д. ощущений и чувств (ведана); в) Д. восприятии, представлений (самджня); г) Д. кармических "формирующих факторов" (самскара) ; д) Д. сознания, различительного знания (виджняна). С т. зр. процесса познания все Д. делятся на 12 "сфер познания" (аятана), 6 внутренних и 6 внешних, или 6 познават. способностей и 6 соответствующих им объектов. Классификация по "классам элементов" (дхату) основывалась на предыдущей классификации, но была более подробной: в ней к 12 сферам добавляли 6 модусов сознания (зрительное сознание, слуховое сознание и т.-п.), к-рые и формировали, с т. зр. буддистов, единый поток сознания. В махаяне Д. иногда трактовалась как синоним татхаты (см. Дхармакая). Н. А. Канаева

ДХАРМАСАЛА — небольшой городок в предгорьях Гималаев в инд. штате Химачал Прадеш, ставший ставкой Далай-ламы XIV после его бегства из оккупир. Китаем Тибета в 1959. В Дхарамсале находится Кашаг — эмигр. пр-во Тибета, Ассамблея народных депутатов Тибета и др. офиц. ин-ты. Здесь же расположены мед., культурные, религ. тиб. учреждения, из к-рых наиб, известность приобрела созданная в 1971 Библиотека тиб. работ и архивов, являющаяся в наст. вр. крупнейшим в мире тибетологич. центром. А. А. Терентьев

<<<Г
содержание
Е>>>

blog comments powered by Disqus

Фотографии Тибета

Вид на Ташилунпо (Tashilunpo Monastery) от главных ворот
Вид на Ташилунпо (Tashilunpo Monastery) от главных ворот

На крыше Поталы
На крыше Поталы

Другие фотографии ...

Заглавная Поездка Энциклопедия Фотографии Вопросы Форум О Тибет.Ру

Автор: Vladimir Pavlov Дизайн: inSTYLE.ru Rambler's Top100Rambler's Top100 Контакты
© Tibet.ru 2002-12