ДАЛАЙ-ЛАМА - простое и понятное
объяснение здесь.
По научному: (монг., тиб. полностью — вачирдара далай-лама, букв.
"держащий ваджру океан-учитель", т. е. учитель, чьи
знания бесконечны, как океан) — титул политич. и духовного владыки
тиб, народа. Д.-л. защитник и покровитель верующих, земное воплощение
Авалокитешвары, будд. персонификации милосердия. Титул Д.-л. по
происхождению монг. В 1578 монг. князь Алтан-хан присвоил его
Соднам Джамцхо. 3-му наместнику школы гелугпа (1543-1588). Впоследствии
титул распространился и на двух предшествующих наместников. Именно
монг. вариант титула Д.-л. стал известен во всем мире. В самом
же Тибете Д.-л. называют Дже римпочхе (Драгоценный владыка) и
Тхамчад кхьенпа (Всеведущий). В истории Тибета известно 14 носителей
титула Д.-л., однако верующие принимают их всех за одного, существовавшего
последовательно в каждом из 14 тел. После смерти очередного Д.-л.
начинались поиски его нового воплощения. Новый Д.-л. избирается
после обнаружения и идентификации в качестве воплощения или реинкарнации
предыдущего (см. Тулку). Новую реинкарнацию отыскивают по характерным
признакам среди мальчиков, родившихся спустя 49 дней, но не более
чем через 2 года после смерти предыдущего Д.-л. Образование Д.-л.
получал в монастырях школы — гелугпа. Полная интронизация происходила
в 16-18 лет. До достижения совершеннолетия нового Д.-л. страной
управлял регент. Имена первых Д.-л. следующие: Д.-л. I - Гедундуб
(1391-1474), известен как настоятель монастыря Ташилхунпо; Д.-л.
II — Гедун Джамцхо (1475-1542), был настоятелем монастыря Дрепунг,
Д.-л. III — Соднам Джамцхо (1543-1588), основал монастырь Гумбум;
Д.-л. IV — Ендон Джамцхо (1589-1617), правнук Алтан-хана, единственный
нетибетец в традиции Д.-л. Е. Д. Огнева
Смотри также:
Простое объяснение
Биография
Его Святейшества Далай Ламы XIV Тэнзин Гьяцо.
ДАЛАЙ-ЛАМА V (Агван Лобзанг Джамцхо, или Нгагван
Ловсан Джамцхо, 1617-1682) — высший духовный авторитет Тибета;
при нем окончат. сложилась теократич. система правления, просуществовавшая
до 1959, при к-рой в одних руках сосредоточивалась гражданская
и духовная власть; официально был подтвержден кит. императором
титул Далай-ламы (1653) и завершилось объединение Тибета. В борьбе
за власть над всем Тибетом Д.-л. V использовал сначала помощь
племенного союза монг. племен во главе с хошутом Турубайху, а
затем переориентировался на помощь кит. династии Цин; практически
уничтожил школу чжонангпа, к-рая вместе с др. школами (кармапа)
поддерживала светских правителей, стремившихся к созданию независимого
тиб. гос-ва и противостоявших новой политич. силе — империи Цин.
С именем Д.-л. V связано создание грандиозного ансамбля дворца
Потола. Агван Лобзанг Джамцхо был талантливым историком и плодовитым
литератором (собрание его сочинений составляет 25 томов), он является
создателем новой драматургии мистерий цам (чам). Е. Д. Огнева
ДАЛАЙ-ЛАМА VI (Цаньян Джамцхо, 1683-1706)
— духовный авторитет Тибета при регенте Десрид Санчже-джамцхо
(1653-1705), к-рый 15 лет скрывал смерть Д.-л. V; объявлен кит.
императорским двором "фальшивым", поскольку о его воплощении
стало известно лишь в 1697. а Д.-л. V скончался в 1682. Д.-л.
VI отдавал предпочтение светскому образу жизни и под разными предлогами
оттягивал окончат. посвящение и принятие обетов гэлюнга (монаха).
После смерти регента был низложен (1706) и умер при невыясненных
обстоятельствах по дороге в Пекин или, согл. устной традиции,
стал скитальцем. Более всего почитается как автор лирич. стихов,
содержание к-рых допускает как светское их восприятие, так и мистическое,
религ. толкование. Е. Д. Огнева
ДАЛАЙ-ЛАМА VII (Калзанг Джамцхо, Галсан-джамцхо,
1708-1757) - духовный авторитет Тибета в смутное время; был обнаружен
благодаря указаниям в стихах Д.-л. VI; в кит. традиции дважды
(1709, 1719) утверждался в качестве Д.-л. VI. Его влияние на светские
дела начинается с 1751. Он - автор 8-томного собрания сочинений,
его интересы связаны с изучением тантрической традиции. Е.
Д. Огнева
ДАЛАЙ-ЛАМА VIII (Джамбал Джамцхо, 1758-1804)
— духовный авторитет Тибета, при к-ром с 1793 устанавливается
принцип выборности Далай-лам и Панчен-лам, по жребию под контролем
амбаней или представителей кит. администрации, завершается строительство
Норбулинга — летней резиденции Далай-лам: Тибет становится закрытым
для иностранцев. Е. Д. Огнева
ДАЛАЙ-ЛАМА XIII (Тхубдан Джамцхо, 1876-1933).
В возрасте 1 года был найден как перерожденец Далай-ламы XII:
в 1894, свергнув правившего вместо него регента, объявил себя
политич. и духовным главой Тибета, что вызвало осложнение тиб.-кит.
отношений, ибо Тибет считался вассалом правившей Китаем династии
Цин. Во время вторжения англичан в Тибет в 1904 Д.-л. ХIII вынужден
был бежать в Монголию, где прожил 2 года в монастыре Гандантекчинлинг.
В 1910 Д.-л. XIII был смещен со своего поста особым эдиктом кит.
императора. После Синьхайской революции в Китае Д.-л. XIII издает
в 1913 декларацию, фактически провозгласившую независимость Тибета.
В числе своих учителей Д.-л. XIII называл бурята Агвана Доржиева.
Находясь в Монголии, Д.-л. XIII познакомился с Ф. И. Щербатским
и русским географом и путешественником П. К. Козловым, проявлял
интерес к России и перспективам политич. и экономич. контактов
с нею, принимал у себя в Лхасе рус. посольство во главе с А. Доржиевым,
оказал материальное и моральное содействие строительству Буддийского
храма в Петрограде. Е. Д. Огнева
ДАНА (пали, санскр. — даяние; щедрость)
— добродетель подаяния милостыни бедными нуждающимся, а также
дарения монахам или монашеской общине; одно из трех "добродетельных
деяний, приносящих религ. заслугу", к-рые включают также
моральное поведение (шила) и медитацию (бхавана); первое из десяти
совершенств (парамита). Н. А. Канаева
ДАЦАН (тиб.) — первонач. в ламаизме
(тиб., монг., бур., калм.) название ф-та (отделения) учебного
заведения при монастыре. Позднее в бур. ламаизме Д. стал названием
самого монастыря. Н. Л. Жуковская
ДЕРЕВО БОДХИ — дерево, под к-рым на Шакьямуни
снизошло просветление (бодхи) и он стал Буддой. Считается, что
это реальное дерево, ученые относят его к виду Ficus religiosa.
Будд. монастыри стараются раздобыть отростки дерева этого вида,
они служат объектами поклонения. Д. б. - один из важнейших будд.
символов, атрибут всех будд во всех мирах, считается, что только
под ним возможно достижение состояния просветления. Н. Л. Жуковская
ДЕСЯТЬ ДЕЯНИЙ — десять из 52 ступеней
(с 21 по 30) пути бодхисаттвы, прохождение к-рых придает альтруистический
характер всей последующей деятельности. Д. д. включает в себя:
1) материальную помощь другим людям; 2) помощь советами; 3) терпимость
к чужим взглядам и поступкам; 4) самоотверженность в служении
другим; 5) правильное понимание своего долга; 6) появление перед
другими в том виде, в каком они возродятся в "стране Будды";
7) свободу от привязанностей к двум крайним взглядам — существованию
вещей и несуществованию вещей; 8) обретение добродетелей, к-рые
трудно обрести; 9) проповедь и распространение учения Будды; 10)
постижение сущности "срединного пути". А. Н. Игнатович
ДЕСЯТЬ ЗЕМЕЛЬ — четвертый этап пути бодхисаттвы
из 52 ступеней (с 41 по 50). На этом этапе бодхисаттва актуализировал
результаты прохождения предыдущих 40 ступеней, что выражалось
в следующих его состояниях: 1) радость от постижения истинной
сущности бытия; 2) чистота как следствие освобождения от всех
"нечистот" земного мира; 3) излучение "света мудрости";
4) углубление совершенного знания истинной сути бытия; 5) ощущение
преодоления последних трудностей на пути к просветлению; 6) проявление
совершенного знания; 7) ощущение преодоления ограниченности как
хинаяны, так и махаяны; 8) твердая убежденность в истинности "срединного
пути" Будды; 9) ощущение обладания всепроникающей мудростью,
дающей возможность без к.-л. помех проповедовать учение Будды;
10) ощущение себя облаком, к-рое орошает все живые существа учением
Будды. А. Н. Игнатович
ДЕСЯТЬ РВЕНИЙ — определение десяти из
52 ступеней (с 31 по 40) пути бодхисаттвы, включающие в себя:
1) спасение др. живых существ втайне от них; 2) несокрушимую веру
в истинность будд. учения; 3) проповедь и распространение учений
всех без исключения будд; 4) посещение будд в местах их пребывания
и служение им: 5) благословение др. живых существ; 6) наделение
др. живых существ безграничным благом; 7) видение в др. живых
существах всех миров дхармы; 8) постижение истинной сущности всех
вещей и явлений: 9) освобождение от всех без исключения привязанностей;
10) освобождение от к.-л. зависимости от вещей и явлений. А.
И. Игнатович
ДЕСЯТЬ (СТУПЕНЕЙ) ВЕРЫ — первые десять
из 52 ступеней пути бодхисаттвы: 1) пробуждение "чистой"
веры в учение Будды; 2) запоминание всею постигнутого; 3) усердие
в продвижении по пути бодхисаттвы; 4) сосредоточенность на размышлении
о пути бодхисаттвы; 5) обретение мудрости для постижения истинной
сущности вещей и явлений; 6) принятие обетов; 7) направление ранее
обретенных добродетелей на достижение просветления; 8) предохранение
от земных желаний; 9) борьба с привязанностями ко всему земному;
10) соблюдение обетов. Прохождение этих ступеней предполагает
обретение веры в спасительную силу будд. учения. А. Н. Игнатович
ДЕСЯТЬ (СТУПЕНЕЙ) УКРЫТИЯ — второй этап
пути бодхисаттвы из 52 ступеней (с 11 по 20), прохождение к-рых
обеспечивает невосприимчивость к разл. рода земным соблазнам (т.
е. "укрытие" от них): 1 ) стремление стать буддой; 2)
постижение "пустоты" вещей; 3) совершение благих деяний;
4) постижение относительности и условности всех вещей и явлений;
5) постижение истинной сущности вещей и явлений через совершение
благих деяний; 6) обретение высшей мудрости — "праджни";
7) достижение такого уровня просветленности, когда уже невозможно
возвращение на к.-л. пройденную ступень; 8) обретение неподверженности
влияниям со стороны ложных учений; 9) убежденность в возможности
стать буддой; 10) постижение того, что ничто не рождается и не
умирает. А. Н. Игнатович
ДЗОГЧЕН (сокращение от тиб. дзогпаченпо,
букв. — "великое совершенство") — учение, входящее в
ньингмапа как высшая 9-я ступень практики, называемая также Атийогой
(изначальной йогой). Согл. древним тантрам, Д. восходит к истокам
цивилизации, содержит элементы древне-инд. философии и практики.
Д. — это быстрый путь достижения состояния будды, раскрывающий
сокровенную природу личности. Изложение сущности Д. приписывается
Гарабу Дорже (1 в. н. э.), жившему на сев.-зап. Индии. Он сформулировал
свой опыт в концепции Изначального состояния, к-рому присущи Изначальное
знание. Изначальная свобода и Совершенство. Понять Д. это значит
понять Изначальное состояние. В. М. Монтлевич
ДЗЭН (яп., кит. — чань от санскр. дхьяна,
т. е. "медитация") — одна из наиб. влият. будд. школ
в Японии. Согласно традиции, это учение пришло из Индии, но в
действительности оно возникло в Китае в нач. 6 в. н. э., впитав
в себя элементы многих будд. направлений; мадхьямиков, йогачаров,
Хуаянь-цзун; несомненно, нек-рое влияние на идеи чань оказал даосизм.
Д. признает реальность феноменального мира, но воспринимает его
как неистинный. иллюзорный, "ничто" (му). Только при
помощи медитации можно постичь свою изначальную природу, к-рая
есть не что иное, как "сущность будды" (буссё). достичь
пробуждения (сатори) и после этого постичь истинную природу вещей,
увидеть их сокровенную суть и осознать свою причастность ко всему
сущему. Большое внимание уделяется в Д. проблемам психотренинга,
для чего используются прежде всего практики дзадзэн и коан. Из
учения Хуаянь Д. позаимствовал идею о тотальной взаимосвязи общего
и частного, что выражается принципом "все в одном, одно во
всем". Д. не признает существования вселенского Будды, считается,
что он наличествует в каждом индивидууме, к-рый в свою очередь
тождествен абсолюту и является вместилищем неогранич. возможностей.
Существование в мире каких-либо принцип. оппозиций есть фикция,
порождение "замутненного" сознания. В действительности
же между субъектом и объектом, нирваной и сансарой, жизнью и смертью,
знанием и невежеством не существует никакой разницы. "Пробужденное"
сознание приравнивается к "безмыслию" (мунэн), а мир
предстает для него недвойственным (фуни). В то же время Д. подчеркивает
важность активного отношения к миру, реализации в нем творч. энергии.
Д. не приемлет крайнего аскетизма: человеч. желания должны не
подавляться, а направляться в духовные сферы. Сокровенные истины,
считают последователи Д., передаются не через будд. трактаты,
а "от сердца, к сердцу", от учителя к ученику. На раннем
этапе своего существования в Китае чань выступал против любых
авторитетов, против необходимости изучения свящ. будд. текстов.
Но с течением времени (в Китае, а еще в большей степени в Японии)
декларируемые иконопластические и антиавторитарные принципы спокойно
могли сосуществовать с богатейшей письменной традицией, усиленным
и глубоким изучением и комментированием писаний др. наставников,
равно как с почти харизматич. отношением к своим непосредственным
наставникам, к их трудам и высказываниям. Повышенное внимание
обращалось на строгость наследования опред. традиции, что привело
к дроблению подшкол Д. на отд. ветви, обладавшие не всегда отчетливо
выраженными, но только ему присущими тенденциями. В Японии существовало
более 50 разных ветвей Д. В Китае расцвет чань приходится на время
правления династии Тан (618-907). В это время первоначально относительно
однородное учение после шестого патриарха Хуэйнэна разделилось
на "пять домов и семь школ", дробление к-рых продолжалось
и в дальнейшем. В это время жили такие прославленные наставники
чань, как Мацзу Даои, Байчжан Хуайхай, Хуанбо Сиюнь, Линьцзи Исюань
и др. Впервые Япония познакомилась с теорией и практикой чань-буддизма
только в кон. 12 в., когда его история в Китае уже насчитывала
неск. Веков. Два осн. направления яп. Д. — Риндзай-сю и Сото-сю
получили в Японии распространение прежде всего благодаря усилиям
соответственно Эйсан и Догэна. Вслед за ними мн. японцы отправлялись
в Китай для изучения философии чань, а кит. миссионеры в свою
очередь прибывали в Японию и распространяли там свои идеи. Ко
времени знакомства японцев с чань он претерпел в Китае сильные
видоизменения. От былого бунтарского чань оставалась лишь жалкая
тень. Жизнь в чаньских монастырях строжайшим образом регламентировалась
монаст. уставами, а вместо религ. практики монахи чаще предпочитали
заниматься литературным трудом или изящными искусствами. Поэтому
яп. Д. имеет много общих черт именно с "постхаризматич.",
монаст. чань. Начало распространения Д. в Японии совпало с переходом
власти в руки самурайского военного сословия, к-рое остро нуждалось
в собств. идеологии. Декларируемое Д. отрицат. отношение к письм.
слову и кажущаяся простота дзэнской философии больше импонировали
вкусам и запросам малограмотных самураев, чем сложные филос. концепции
таких школ, как Тэндай-сю или Сингон-сю. Одновременно через посредство
Д. самураи получали возможность приобщиться к кит. культуре, к-рая
удовлетворяла их в значительно большей степени, чем предельно
эстетизир. национ. культура, культивировавшаяся в придворной среде.
Сёгунское пр-во осознало возможность использования Д. в качестве
интегрирующего социального фактора и постаралось подчинить дзэнские
монастыри правительств. контролю. По существовавшему в Китае образцу
была создана иерархия. система "пяти гор и десяти храмов"
(годзан дзиссацу), в к-рую включались почти все монастыри Риндзай.
Храмы Сото, расположенные преимуществ, в провинциях, не входили
в эту систему (за исключением подшколы Ванси) и поэтому обладали
большой степенью внутр. свободы. Наивысший расцвет Д. в Японии
приходится на 14-15 вв.. когда дзэнские монахи выступали в роли
советников и наставников при сёгунском и императ. окружении. Монастыри
годзан были крупными центрами культурной деятельности, там возникла
богатейшая дзэнская лит-ра на кит. языке (см. Пяти гор литература)
— годзан бунгаку. И все же на протяжении эпохи Муромати ( 1333-1568)
Д. в осн. оставался достоянием людей образов., независимо от того,
к каким соц. слоям они относились. Нек-рые проповедники пытались
распространить идеи Д. и в среде простого народа, для чего отказывались
от кит. языка в пользу яп. Наиболее рано эта тенденция проявилась
в направлении Сото, где уже Догэн создавал свои сочинения на яп.
языке. В эпоху Токугава (1603-1868) в Д., как и в других будд.
школах., шел активный процесс переосмысления накопленных идей
и знаний в сторону большего прагматизма и синкретизма. На протяжении
всей своей истории Д. оказывал сильнейшее влияние на мн. сферы
яп. культуры и традиц. эстетики, что нашло яркое отражение в таких
национ. искусствах, как монохромная живопись, икебана, чайная
церемония, каллиграфия, искусство разбивки садов, разные виды
военных искусств (кэмпо), яп. поэзия и драма Но. Простота, естественность,
спонтанность, гармония — эти эстетич. принципы не только стали
неотъемл. чертами яп. искусства, но и во многом определяли отношение
к жизни для японцев. В 20 в. благодаря усилиям прежде всего Д.
Судзуки (1870-1966) Д. стал достоянием зап. культуры. Многие зап.
философы, теологи, писатели, художники, психиатры, музыканты проявляли
интерес к Д. и пытались приспособить его идеи к собств. творчеству.
Отголоски Д. можно обнаружить в произведениях Г. Гессе, Дж. Сэлинджера,
Дж. Керуака, в поэзии Г. Снайдера и А. Гинсберга, в живописи В.
Ван Гога и А. Матисса, в музыке Г. Малера и Дж. Кейджа, в философии
А. Швейцера, в трудах по психологии К. Г. Юнга и Э. Фромма. В
60-х гг. "дзэнский бум" охватил многие америк. ун-ты
и придал опред. окраску движению битников. В наст. вр. Д. не является
самой массовой школой яп. буддизма, но продолжает сохранять довольно
прочные позиции. Число приверженцев Сото ею оценивается в 7 млн,
Риндзай-сю — в 3 млн человек. Монастыри и центры по изучению Д.
существуют и за пределами Японии — прежде всего в США и Зап. Европе
(Франция, Англия, ФРГ и др.). А. М. Кабанов
ДОРДЖЕ - тоже, что и Ваджра
ДХАММАПАДА (пали) — "Путь буддийской
доктрины"; наиболее известный и часто цитируемый текст палийского
канона. Содержит 423 стиха-афоризма, разделенных на 26 глав, в
к-рых речь идет о "благородной системе" моральной философии.
Переводилась с пали на пракриты, санскрит, кит. и мн. др. языки.
Популярна в будд. странах как у тхеравадинов, так и у махаянистов.
На Шри-Ланке долгое время использовалась как учебник для новообращенных;
заучивалась наизусть. Н. А. Канаева
ДХАРМА (санскр.), ДХАММА
(пали) — чрезвычайно важный и многозначный термин не только буддизма,
но и всей инд. философии. Палийский термин употреблялся в основном
школой тхеравада, санскр. — в школах махаяны. Санскр. форма слова
"дхарма" — производная от арийск, корня dhar — утверждать,
поддерживать, защищать; переводится как "система", "доктрина",
"религия", "добродетель", "моральное
качество", "долг", "справедливость",
"закон", "образец", "норма", "идеал",
"истина", "форма", "условие", "причина",
"порядок мироздания" — значение зависит от контекста.
Можно выделить 5 групп основных значений термина Д.: 1) доктрина;
к.-л. учение, излагаемое в систематич. форме; руководящие жизненные
принципы, принимаемые человеком; в буддизме — учение Будды; 2)
правило; правильное поведение; справедливость; закон: праведность;
3) условие; причина или прошлое, выступающее причиной; причина
и следствие как практически идентичные; 4) феноменальное; Д. как
следствие (в этом значении она употребляется в Дхаммападе: "Все
дхармы (т. е. все феноменальное) сотворены мышлением"). Приложение
слова "дхарма" к феноменальному миру указывает на его
упорядоченную структуру; мир — это выражение закона; 5) высшая
реальность — точечные моменты бытия, вспышки психо-физической
"энергии". Уже в раннем буддизме элементы-дхармы классифицируются
трояким образом: по скандхам (Skandha), аятанам (ауtanа) и дхату
(dhatu). По скандхам разделялись элементы, составляющие эмпирическую
личность (пудгала), т. е. личность, с к-рой люди имеют дело в
повседневной жизни. С т. зр. же "высшей реальности"
эта личность нереальна, т. к. складывается из 5 скандх элементов:
а) телесных Д., составляющих тело (рупа); б) Д. ощущений и чувств
(ведана); в) Д. восприятии, представлений (самджня); г) Д. кармических
"формирующих факторов" (самскара) ; д) Д. сознания,
различительного знания (виджняна). С т. зр. процесса познания
все Д. делятся на 12 "сфер познания" (аятана), 6 внутренних
и 6 внешних, или 6 познават. способностей и 6 соответствующих
им объектов. Классификация по "классам элементов" (дхату)
основывалась на предыдущей классификации, но была более подробной:
в ней к 12 сферам добавляли 6 модусов сознания (зрительное сознание,
слуховое сознание и т.-п.), к-рые и формировали, с т. зр. буддистов,
единый поток сознания. В махаяне Д. иногда трактовалась как синоним
татхаты (см. Дхармакая). Н. А. Канаева
ДХАРМАСАЛА — небольшой городок
в предгорьях Гималаев в инд. штате Химачал Прадеш, ставший ставкой
Далай-ламы XIV после его бегства из оккупир. Китаем Тибета в 1959.
В Дхарамсале находится Кашаг — эмигр. пр-во Тибета, Ассамблея
народных депутатов Тибета и др. офиц. ин-ты. Здесь же расположены
мед., культурные, религ. тиб. учреждения, из к-рых наиб, известность
приобрела созданная в 1971 Библиотека тиб. работ и архивов, являющаяся
в наст. вр. крупнейшим в мире тибетологич. центром. А. А. Терентьев
|