Словарь буддизма - Б 


БАРДО
(тиб.; санскр. — антара-бхава “промежуточное состояние”). — Обычно этот термин подразумевает промежуточное состояние между смертью и последующим рождением, хотя есть и другие виды Б., напр. Б. между сном и бодрствованием. Уже в раннем инд. буддизме сложилось учение, согласно к-рому после распада сознания умершего мановиджняна (по мнению мадхьямиков) или алая-виджняна (по мнению йогачаров) в период до следующего “воплощения” существует в виде самостоят. существа, называющегося “гандхарва”. Это существо имеет облик того тела, в к-ром ему предстоит воплотиться, но тело это призрачно и может быть замечено только подобными же гандхарвами, или теми, кто развил паранормальные способности. Сам гандхарва также обладает подобными способностями: движется, как мысль, владеет ясновидением. Гандхарва пребывает в промежут. состоянии до тех пор, пока не сложатся условия для его нового рождения, но не более 7 дней. Если условия так и не сложились, гандхарва умирает и вновь рождается как гандхарва. Этот процесс может повторяться до 7 раз, т. обр., общее время пребывания в Б. не может превышать 49 дней. В Б. особенно сильны эффекты йогич. практики, существуют особые виды йоги, с помощью к-рых прямо в состоянии Б. достигается освобождение, а также приемы, с помощью к-рых считается возможным воздействовать на гандхарву и улучшить его будущее перерождение (см. “Тибетская книга мертвых”). А. А. Терентьев


БЛАВАТСКАЯ
Елена Петровна (1831-1891) — рус. дворянка, прожившая значит, часть своей жизни за рубежом (умерла в Англии), автор ряда работ, написанных в мистич. ключе (“Разоблаченная Изида”, “Ключ к теософии”, “Изыскания в оккультных науках”, “Тайная доктрина” и др.). Испытывая тяготение к мистике с детства, Б. посвятила свою жизнь изучению мистич. учений Индии, Тибета, Египта, совершив продолжит. путешествия в эти страны. В 1875 совместно с полковником американской армии Г. Олькоттом основала Теософское об-во в США, филиалы к-рого появились вскоре и в др. странах — Англии, Индии, Шри-Ланке и др. Теософская концепция Б. представляла собой смесь разл. идей, заимствованных в индуизме, буддизме, брахманизме, гностицизме, оккультизме и пр. Девиз основанного ею об-ва — “Всеобщее братство человечества” — был, несомненно, прогрессивным и призывал видеть в народах Востока и в их культурах достойных и равных партнеров европейским народам и их культурам. Задачей об-ва было изучение всех без исключения филос. и религ. учений с целью выявления в них истины, к-рая поможет раскрыть сверхчувственные силы человека, постичь таинств, явления в природе. В ее учении причудливо соединились мистицизм и атеизм, сравнит.-историч. религиоведение и утопизм. Личность и книги Б. вызывали споры и при ее жизни, и особенно после смерти. Высоко оценили ее вклад в возрождение интереса народов Индии к своей истории и культуре Махатма Ганди, инд. философ К. Мурти, супруги Н. К. и Е. И. Рерих. Н. Л. Жуковская

БЛАГОРОДНАЯ ИСТИНА
(санскр. арья-сатья, пали арья-сачча). Имеются в виду четыре истины, изложенные Буддой в его первой проповеди, известной как Бенареская проповедь. Первая истина заключается в том, что существует дуккха — неудовлетворенность, страдание; вторая — что дуккха имеет причину; третья — что дуккху можно прекратить; четвертая — что имеется путь к прекращению дуккхи. Все, связанное с пятью скандхами, является дуккхой. Причина дуккхи — в желаниях, стремлениях к чему-то, напр. в желании чувственных наслаждений, материального благополучия, нематериального, духовного существования. Избавление от желаний прекращает дуккху. К прекращению дуккхи ведет срединный, или восьмеричный путь. В. И. Корнев


БОДХИ
(санскр., пали, дословно — “пробуждение”, “просветление”) — одно из ключевых понятий буддизма, означающее высшее состояние сознания, духовное просветление. Достижение Б. не есть прекращение духовного развития личности. Есть разные уровни достижения этого состояния: низший из них — состояние архата, высший — бодхисаттва и будда. Достижения Б. — цель каждого буддиста. Для этого человеку необходимо пробиться через барьеры обыден. мышления к недвойственности, к-рая лежит за противопоставлением “Я” и “не-Я”. Однако редко кто становится буддой. Поэтому в св. писании содержатся высказывания о низших ступенях лестницы, ведущей к духовным вершинам: самадхи, праджня, сатори. Б. входит как составная часть в ряд понятий и названий, играющих важную роль в будд. истории, мифологии, философии: Бодхи-Гая — местность, в к-рой на Шакьямуни снизошло просветление; дерево бодхи, под к-рым оно произошло, бодхисаттва — личность, стремящаяся к состоянию просветления; бодхичитта — энергия, движущая бодхисаттву к просветлению. Н. Л. Жуковская, Н. А. Канаева

БОДХИДХАРМА
(ум. 528) — согл. чаньской традиции, 28-й общебудд. и 1-й патриарх чань в Китае. Считается, что Б. прибыл в Китай из Южн. Индии ок. 520. После беседы с лянским императором Уди, разочаровавшись в неверном понимании осн. принципов буддизма, Б. удалился в монастырь Шаолиньсы на горе Сушань, где провел 9 лет в неподвижной медитации перед стеной. С именем Б. связывают многие легенды: о появлении в будд. монастырях традиции питья чая, о создании им “шаолиньского стиля” самообороны и пр. Единств. подлинным из приписываемых ему сочинений считается “Трактат о двух вхождениях и четырех практиках” (“Эр жу сы син лунь”), в к-ром объясняются осн. методы достижения просветления (бодхи), выражающиеся в интуит. постижении (ли) и практич. деятельности (син). А. М. Кабанов

БОДХИСАТТВА
(санскр., буквально “существо, стремящееся к просветлению”) — в будд. мифологии и философии человек, решивший выйти из круга сансары и достичь состояния будды. Концепция Б. несколько различна в хинаяне и махаяне. В хинаяне путь Б. прошли только будды уже закончившихся мировых периодов (разные школы называют разное число таких будд — от 5 до 24, но не более), а также будда нынешнего мирового периода Шакьямуни и будущего — Майтрея. В махаяне путь Б. доступен для всех, Б. обитают не только на земле, но и в др. мирах, число к-рых бесконечно. Высший нравств. подвиг Б. состоит в том, что, достигнув состояния нирваны, они предпочитают не становиться буддами, а остаются в сансаре, добровольно подчиняясь законам кармы, оказывая помощь в обретении спасения всем живым существам. Наиболее популярные Б. будд. пантеона — Авалокитешвара, Манджушри, Ваджрапаны и др. Каждый Б. входит в мифологич. семью какого-либо будды. Высший духовный иерарх Тибета Далай-лама считается воплощением (“живым богом”) Авалокитешвары. Н. Л. Жуковская

БОН
(тиб., букв. — заклинать, призывать) — система религ. представлений тибетцев; включает народные культы, шаманские верования, заимствования из древнеиранской религии и элементы буддизма. Основателем Б. считается полумифич., полуреальная личность Шенраб-мибо. Б. и буддизм развивались параллельно в одном и том же культурном окружении, использовали один и тот же лит. язык. Вследствие этого, напр., конечная цель Б. — “состояние пробуждения” — выражена тем же термином, что и в буддизме — санчже (санскр. бодхи). Путь, к-рый прошел Шенраб-мибо, чтобы достичь состояния санчже, описан в корпусе догматики Б. Его полная версия — Зиджид насчитывает 12 томов, сложилась к концу 14 в.; существует также версия в 2 томах (Зермьиг) и краткая версия в одном томе (Доду), отражающая устную традицию передачи учения Б., записанную учителем Лоден-ньигно (р. в 1350). Первый бонский монастырь — Яруб. Персонажи пантеона Б. отражают сильнейшее влияние буддизма, в части, одной из первых будд. школ Тибета — ньингмапа. Е. Д. Огнева


БОНЗА
(от яп. бодзу) — глав монах в будд. храме. В европейской лит-ре Б. называли любого будд. монаха безотносительно его ранга. В наст. вр. термин выходит из употребления. А. Н. Игнатович


БОРОБУДУР
— будд. храмовый комплекс 8 в. на Цент. Яве (Индонезия), построен в период расцвета гос-ва Шривиджайя его правителем Шайлендрой, представлял собой выдающийся образец будд. зодчества своего времени. На 5 террасах, увенчанных гл. ступой, установлены 72 статуи будд, 429 статуй бодхисаттв, на боковых стенах вырезаны из камня 1300 рельефов из жизни Шакьямуни. В 9 в. буддизм на Яве был вытеснен индуизмом, в 14 в. его сменил ислам. В целях спасения храма, к-рому грозило разрушение, он был полностью засыпан землей, что дало возможность ему в относит, целостности сохраниться до сер. 19 в., когда он был открыт и раскопан археологами. В наст. вр. Б. сохраняется как памятник мировой культуры. Н. Л. Жуковская



БУДДИЗМ В ЕВРОПЕ.
Буддизм получил распространение в большинстве европ. стран; будд. орг-ции, центры или небольшие группы имеются практич. во всех странах Зап. Европы, а также в отд. странах Вост. Европы. Почти во всех зап.-европ. странах находятся филиалы международной будд. орг-ции “Интернационал Сока гаккай”. Старейшим в Европе являются будд. орг-ции в Германии (с 1903), Великобритании (с 1907), Франции (с 1929). В 1906 в Лейпциге Общество буддийской миссии Германии провело Буддийский конгресс, в к-ром приняли участие представители европ. стран и восточные буддисты. В 20-30-х гг. будд. орг-ции возникают во мн. городах и районах Германии (Берлине, Мюнхене, Гамбурге и др.). В 1955 в Гамбурге был образован Германский буддийский союз, центр, объединяющий будд. орг-ции ФРГ. Во Франции было основано об-во “Друзья буддизма”, в к-ром состояли ученые-буддологи и последователи будд. учения. Наиб. крупной и влият. орг-цией в Европе считается Буддийское общество Великобритании (основано в 1924), издающее журнал “The Middle Wey” (“Срединный путь”), к-рый публикует информацию о буддизме в европ. странах и в США. В Великобритании существуют также Буддийская миссия (с 1926), Лондонская буддийская вихара (с 1954), храм Буддхападипа (с 1966), Тибетский центр, Британская буддийская ассоциация (с 1974), Дзэнский тренировочный центр. Друзья западной буддийской общины и др. Всего таких орг-ций ок. 40, они являются членами Буддийского общества Великобритании. Большую роль в распространении буддизма в Европе сыграли восточные буддисты-миссионеры, к-рые занимались активной пропагандой и популяризацией буддизма в странах зап. мира. С серией лекций в ряде европ. стран выступил Д. Т. Судзуки. оказавший большое влияние на формирование зап. буддизма. Мн. члены будд. об-в в Европе являлись известными буддологами, талантливыми проповедниками буддизма. Б. в Е. практикуется в многочисл. группах, сформировавшихся вокруг гуру вост. и зап. происхождения; помимо этого он стал частью интеллектуальной жизни на Западе, его отдельные положения использовали философы-экзистенциалисты, теоретики психоанализа, “нового левого” движения, молодежной контркультуры. Особенно большое число последователей буддизма в Европе отмечалось в сер. 20 в., когда ею идеи были популярны среди “детей-цветов”, поколения хиппи и битников. Е. С. Сафронова


<<<А
содержание
Б>>>

blog comments powered by Disqus

Последние обсуждения на форуме Тибет.ру
Warning: require(/www/site/forum.tibet.ru/main.inc.php): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/forum.tibet.ru/last/last_to_main.php on line 42 Fatal error: require(): Failed opening required '/www/site/forum.tibet.ru/main.inc.php' (include_path='.:/etc/php5/lib/php') in /var/www/forum.tibet.ru/last/last_to_main.php on line 42
Фотографии Тибета






Другие фотографии ...

Заглавная Поездка Энциклопедия Фотографии Вопросы Форум О Тибет.Ру

Автор: Vladimir Pavlov Дизайн: inSTYLE.ru Rambler's Top100Rambler's Top100 Контакты
© Tibet.ru 2002-12