Словарь буддизма - Б 


БАРДО
(тиб.; санскр. — антара-бхава “промежуточное состояние”). — Обычно этот термин подразумевает промежуточное состояние между смертью и последующим рождением, хотя есть и другие виды Б., напр. Б. между сном и бодрствованием. Уже в раннем инд. буддизме сложилось учение, согласно к-рому после распада сознания умершего мановиджняна (по мнению мадхьямиков) или алая-виджняна (по мнению йогачаров) в период до следующего “воплощения” существует в виде самостоят. существа, называющегося “гандхарва”. Это существо имеет облик того тела, в к-ром ему предстоит воплотиться, но тело это призрачно и может быть замечено только подобными же гандхарвами, или теми, кто развил паранормальные способности. Сам гандхарва также обладает подобными способностями: движется, как мысль, владеет ясновидением. Гандхарва пребывает в промежут. состоянии до тех пор, пока не сложатся условия для его нового рождения, но не более 7 дней. Если условия так и не сложились, гандхарва умирает и вновь рождается как гандхарва. Этот процесс может повторяться до 7 раз, т. обр., общее время пребывания в Б. не может превышать 49 дней. В Б. особенно сильны эффекты йогич. практики, существуют особые виды йоги, с помощью к-рых прямо в состоянии Б. достигается освобождение, а также приемы, с помощью к-рых считается возможным воздействовать на гандхарву и улучшить его будущее перерождение (см. “Тибетская книга мертвых”). А. А. Терентьев


БЛАВАТСКАЯ
Елена Петровна (1831-1891) — рус. дворянка, прожившая значит, часть своей жизни за рубежом (умерла в Англии), автор ряда работ, написанных в мистич. ключе (“Разоблаченная Изида”, “Ключ к теософии”, “Изыскания в оккультных науках”, “Тайная доктрина” и др.). Испытывая тяготение к мистике с детства, Б. посвятила свою жизнь изучению мистич. учений Индии, Тибета, Египта, совершив продолжит. путешествия в эти страны. В 1875 совместно с полковником американской армии Г. Олькоттом основала Теософское об-во в США, филиалы к-рого появились вскоре и в др. странах — Англии, Индии, Шри-Ланке и др. Теософская концепция Б. представляла собой смесь разл. идей, заимствованных в индуизме, буддизме, брахманизме, гностицизме, оккультизме и пр. Девиз основанного ею об-ва — “Всеобщее братство человечества” — был, несомненно, прогрессивным и призывал видеть в народах Востока и в их культурах достойных и равных партнеров европейским народам и их культурам. Задачей об-ва было изучение всех без исключения филос. и религ. учений с целью выявления в них истины, к-рая поможет раскрыть сверхчувственные силы человека, постичь таинств, явления в природе. В ее учении причудливо соединились мистицизм и атеизм, сравнит.-историч. религиоведение и утопизм. Личность и книги Б. вызывали споры и при ее жизни, и особенно после смерти. Высоко оценили ее вклад в возрождение интереса народов Индии к своей истории и культуре Махатма Ганди, инд. философ К. Мурти, супруги Н. К. и Е. И. Рерих. Н. Л. Жуковская

БЛАГОРОДНАЯ ИСТИНА
(санскр. арья-сатья, пали арья-сачча). Имеются в виду четыре истины, изложенные Буддой в его первой проповеди, известной как Бенареская проповедь. Первая истина заключается в том, что существует дуккха — неудовлетворенность, страдание; вторая — что дуккха имеет причину; третья — что дуккху можно прекратить; четвертая — что имеется путь к прекращению дуккхи. Все, связанное с пятью скандхами, является дуккхой. Причина дуккхи — в желаниях, стремлениях к чему-то, напр. в желании чувственных наслаждений, материального благополучия, нематериального, духовного существования. Избавление от желаний прекращает дуккху. К прекращению дуккхи ведет срединный, или восьмеричный путь. В. И. Корнев


БОДХИ
(санскр., пали, дословно — “пробуждение”, “просветление”) — одно из ключевых понятий буддизма, означающее высшее состояние сознания, духовное просветление. Достижение Б. не есть прекращение духовного развития личности. Есть разные уровни достижения этого состояния: низший из них — состояние архата, высший — бодхисаттва и будда. Достижения Б. — цель каждого буддиста. Для этого человеку необходимо пробиться через барьеры обыден. мышления к недвойственности, к-рая лежит за противопоставлением “Я” и “не-Я”. Однако редко кто становится буддой. Поэтому в св. писании содержатся высказывания о низших ступенях лестницы, ведущей к духовным вершинам: самадхи, праджня, сатори. Б. входит как составная часть в ряд понятий и названий, играющих важную роль в будд. истории, мифологии, философии: Бодхи-Гая — местность, в к-рой на Шакьямуни снизошло просветление; дерево бодхи, под к-рым оно произошло, бодхисаттва — личность, стремящаяся к состоянию просветления; бодхичитта — энергия, движущая бодхисаттву к просветлению. Н. Л. Жуковская, Н. А. Канаева

БОДХИДХАРМА
(ум. 528) — согл. чаньской традиции, 28-й общебудд. и 1-й патриарх чань в Китае. Считается, что Б. прибыл в Китай из Южн. Индии ок. 520. После беседы с лянским императором Уди, разочаровавшись в неверном понимании осн. принципов буддизма, Б. удалился в монастырь Шаолиньсы на горе Сушань, где провел 9 лет в неподвижной медитации перед стеной. С именем Б. связывают многие легенды: о появлении в будд. монастырях традиции питья чая, о создании им “шаолиньского стиля” самообороны и пр. Единств. подлинным из приписываемых ему сочинений считается “Трактат о двух вхождениях и четырех практиках” (“Эр жу сы син лунь”), в к-ром объясняются осн. методы достижения просветления (бодхи), выражающиеся в интуит. постижении (ли) и практич. деятельности (син). А. М. Кабанов

БОДХИСАТТВА
(санскр., буквально “существо, стремящееся к просветлению”) — в будд. мифологии и философии человек, решивший выйти из круга сансары и достичь состояния будды. Концепция Б. несколько различна в хинаяне и махаяне. В хинаяне путь Б. прошли только будды уже закончившихся мировых периодов (разные школы называют разное число таких будд — от 5 до 24, но не более), а также будда нынешнего мирового периода Шакьямуни и будущего — Майтрея. В махаяне путь Б. доступен для всех, Б. обитают не только на земле, но и в др. мирах, число к-рых бесконечно. Высший нравств. подвиг Б. состоит в том, что, достигнув состояния нирваны, они предпочитают не становиться буддами, а остаются в сансаре, добровольно подчиняясь законам кармы, оказывая помощь в обретении спасения всем живым существам. Наиболее популярные Б. будд. пантеона — Авалокитешвара, Манджушри, Ваджрапаны и др. Каждый Б. входит в мифологич. семью какого-либо будды. Высший духовный иерарх Тибета Далай-лама считается воплощением (“живым богом”) Авалокитешвары. Н. Л. Жуковская

БОН
(тиб., букв. — заклинать, призывать) — система религ. представлений тибетцев; включает народные культы, шаманские верования, заимствования из древнеиранской религии и элементы буддизма. Основателем Б. считается полумифич., полуреальная личность Шенраб-мибо. Б. и буддизм развивались параллельно в одном и том же культурном окружении, использовали один и тот же лит. язык. Вследствие этого, напр., конечная цель Б. — “состояние пробуждения” — выражена тем же термином, что и в буддизме — санчже (санскр. бодхи). Путь, к-рый прошел Шенраб-мибо, чтобы достичь состояния санчже, описан в корпусе догматики Б. Его полная версия — Зиджид насчитывает 12 томов, сложилась к концу 14 в.; существует также версия в 2 томах (Зермьиг) и краткая версия в одном томе (Доду), отражающая устную традицию передачи учения Б., записанную учителем Лоден-ньигно (р. в 1350). Первый бонский монастырь — Яруб. Персонажи пантеона Б. отражают сильнейшее влияние буддизма, в части, одной из первых будд. школ Тибета — ньингмапа. Е. Д. Огнева


БОНЗА
(от яп. бодзу) — глав монах в будд. храме. В европейской лит-ре Б. называли любого будд. монаха безотносительно его ранга. В наст. вр. термин выходит из употребления. А. Н. Игнатович


БОРОБУДУР
— будд. храмовый комплекс 8 в. на Цент. Яве (Индонезия), построен в период расцвета гос-ва Шривиджайя его правителем Шайлендрой, представлял собой выдающийся образец будд. зодчества своего времени. На 5 террасах, увенчанных гл. ступой, установлены 72 статуи будд, 429 статуй бодхисаттв, на боковых стенах вырезаны из камня 1300 рельефов из жизни Шакьямуни. В 9 в. буддизм на Яве был вытеснен индуизмом, в 14 в. его сменил ислам. В целях спасения храма, к-рому грозило разрушение, он был полностью засыпан землей, что дало возможность ему в относит, целостности сохраниться до сер. 19 в., когда он был открыт и раскопан археологами. В наст. вр. Б. сохраняется как памятник мировой культуры. Н. Л. Жуковская



БУДДИЗМ В ЕВРОПЕ.
Буддизм получил распространение в большинстве европ. стран; будд. орг-ции, центры или небольшие группы имеются практич. во всех странах Зап. Европы, а также в отд. странах Вост. Европы. Почти во всех зап.-европ. странах находятся филиалы международной будд. орг-ции “Интернационал Сока гаккай”. Старейшим в Европе являются будд. орг-ции в Германии (с 1903), Великобритании (с 1907), Франции (с 1929). В 1906 в Лейпциге Общество буддийской миссии Германии провело Буддийский конгресс, в к-ром приняли участие представители европ. стран и восточные буддисты. В 20-30-х гг. будд. орг-ции возникают во мн. городах и районах Германии (Берлине, Мюнхене, Гамбурге и др.). В 1955 в Гамбурге был образован Германский буддийский союз, центр, объединяющий будд. орг-ции ФРГ. Во Франции было основано об-во “Друзья буддизма”, в к-ром состояли ученые-буддологи и последователи будд. учения. Наиб. крупной и влият. орг-цией в Европе считается Буддийское общество Великобритании (основано в 1924), издающее журнал “The Middle Wey” (“Срединный путь”), к-рый публикует информацию о буддизме в европ. странах и в США. В Великобритании существуют также Буддийская миссия (с 1926), Лондонская буддийская вихара (с 1954), храм Буддхападипа (с 1966), Тибетский центр, Британская буддийская ассоциация (с 1974), Дзэнский тренировочный центр. Друзья западной буддийской общины и др. Всего таких орг-ций ок. 40, они являются членами Буддийского общества Великобритании. Большую роль в распространении буддизма в Европе сыграли восточные буддисты-миссионеры, к-рые занимались активной пропагандой и популяризацией буддизма в странах зап. мира. С серией лекций в ряде европ. стран выступил Д. Т. Судзуки. оказавший большое влияние на формирование зап. буддизма. Мн. члены будд. об-в в Европе являлись известными буддологами, талантливыми проповедниками буддизма. Б. в Е. практикуется в многочисл. группах, сформировавшихся вокруг гуру вост. и зап. происхождения; помимо этого он стал частью интеллектуальной жизни на Западе, его отдельные положения использовали философы-экзистенциалисты, теоретики психоанализа, “нового левого” движения, молодежной контркультуры. Особенно большое число последователей буддизма в Европе отмечалось в сер. 20 в., когда ею идеи были популярны среди “детей-цветов”, поколения хиппи и битников. Е. С. Сафронова


<<<А
содержание
Б>>>

blog comments powered by Disqus

Фотографии Тибета

Вид на Ташилунпо (Tashilunpo Monastery) от главных ворот
Вид на Ташилунпо (Tashilunpo Monastery) от главных ворот

На крыше Поталы
На крыше Поталы

Другие фотографии ...

Заглавная Поездка Энциклопедия Фотографии Вопросы Форум О Тибет.Ру

Автор: Vladimir Pavlov Дизайн: inSTYLE.ru Rambler's Top100Rambler's Top100 Контакты
© Tibet.ru 2002-12