АВИДЬЯ (санскр. ), авиджя (пали) — невежество,
синоним — заблуждение (моха). Первоначало зла и страданий в жизни, т.
к. именно невежество не позволяет увидеть истинную сущность вещей и
природы, постоянную изменчивость реальности, негативные стороны эгоцентризма
и т. д. Невежество как основа всех обусловленных действий любого существа,
к-рые порождают зло и страдание, является первым звеном закона зависимого
происхождения, или “колеса жизни” (бхавачакра). Оно — одно из червоточин
бытия и причина дурных наклонностей. В буддизме особо выделяются три
источника зла: невежество, жадность, ненависть, к-рые создают плохую
карму. В. И. Корнев
АДИБУДДА (санскр.) — в мифологии махаяны и
ваджраяны осмысляется как “изначальный будда”, т. е. персонификация
сущности всех будд и бодхисаттв. Неясно, когда именно появился в буддизме
этот образ, но в 10- 11 вв. он получил широкое распространение в связи
с концепцией Калачакра. А. наиб. популярен в Непале, Тибете, странах
Вост. Азии. В нек-рых школах буддизма в качестве А. почитаются др. будды:
Самантабхадра, Ваджрадхара, Вайрочана. Н. Л. Жуковская
АМИТАБХА (санскр.) — будда в мифологии махаяны
и ваджраяны, олицетворение “неизмеримого света”. В текстах хинаяны о
нем нет упоминаний. Культ его возник в Индии в первые века н. э. А.
— создатель и владыка рая Сукхавати, в к-ром могут возрождаться все
страдающие и уверовавшие в могущество А. живые существа. В ваджраяне
А. — один из 5 дхьяни-будд (см. Панча-татхагата). С ним ассоциируются:
страна света — Запад, цвет — красный, животное — павлин, одно из 5 чувств
— вкус, элемент — огонь. Эманация А. — бодхисаттва Авалокитешвара,
земное воплощение — Будда Шакьямуни, а по мнению последователей гелугпа
— также и Панчен-лама. Символ А. — нищий будд. монах с патрой, его женское
соответствие (праджня) — Пандаравасини. Обычно А. изображается сидящим
на троне в виде павлина в позе созерцания с монашеской чашей для сбора
подаяний в руках. Его культ развит в Японии (см. Амидаизм), Тибете,
Монголии, Бурятии. Н. Л. Жуковская
АРХАТ (санскр., пали арахат, дословно “достойный”)
— человек, прошедший четырехступенчатый путь духовного совершенствования
и достигший его наивысшего уровня (вступивший в поток; возвращающийся
один раз, не возвращающийся; архат). К числу А. относятся ближайшие
ученики и последователи Будды, в традиции хинаяны их насчитывается 16.
в махаяне — 18. А. входит также в число эпитетов Будды. В хинаяне А.
более популярны, чем в остальных направлениях буддизма, в махаяне путь
А. — это лишь часть пути бодхисаттвы. Н. Л. Жуковская
АСКЕТИЗМ — практика отказа от всяких желаний
ради достижения духовного идеала или религ. цели. В Индии появляется
еще в поздневедийский период (ок. 1500-1200 до н. э.). Практика А. была
внедрена почти во всех школах брахманизма и индуизма (в ведийской религии,
в йоге и джайнизме). Будда под влиянием существовавшей традиции тоже
пробовал прибегнуть к А., но его надежды на аскетич. практику как способ
достижения просветления не оправдались, и в первой своей проповеди Будда
осудил чрезмерный А. как недостойный и бесполезный, советовал следовать
“срединным путем” (см. Восьмеричный путь), пролегающим между самоумерщвлением
и чувственными обольщениями. В буддизме считается, что А. как форма
поведения, направленная на приобретение сверхъестеств. способностей
и умилостивление божеств, служит эгоистич. интересам. Единств, вид А.,
к-рый буддизм поощрял, это самоконтроль за физич. состояниями тела как
средство к достижению самоконтроля над сознанием, т. е. самоотречение
от временных удовольствий ради вечного блаженства. Для этих целей существовали
5 заповедей и 3 дополнительных правила для мирян, для монахов — 10 заповедей
и 227 предписаний. Идеалом буддизма был не аскет, предающийся аскезе
ради личного блага, а бодхисаттва, пекущийся о благе других. Н.
А. Канаева
АСУРЫ (санскр., пали) — персонажи инд. мифологии,
вначале обитавшие на небесах и равные богам, а потом из-за постоянных
конфликтов с богами низвергнутые на более низкие уровни Вселенной, за
что и получили свое название — “а-сура” означает “не-боги”. В индуистской
и будд. мифологиях много сюжетов о борьбе А. с богами, в к-рых А. постоянно
терпят поражение. Одна из причин раздоров — мифич. дерево Читтапатали,
корни к-рого находятся во владениях А., а ветви с созревающими плодами
— во владениях богов. В будд. мифологии А. образуют один из 6 миров
сансары, место их обитания — пещеры горы Меру. Мир А. наряду с др. 5
мирами (богов, людей, животных, духов прета, ада) является местом, где
в зависимости от своей кармы могут перерождаться живые существа, и в
этом качестве он изображается на иконе “колесо жизни”. Н. Л. Жуковская
АТМАН (санскр.), атта (пали) — букв.
“Абсолютный дух”, “Высшее Я”, “Мировая душа”, “Высшая реальность”, “Абсолютная
реальность”, “Я” — одна из осн. категорий брахманизма. С т. зр. представителей
брахманистских школ философии, каждая личность есть часть Высшей реальности,
поэтому личное “Я” и мировое “Я” тождественны. Концепция А. всегда опровергалась
буддистами. Н. А. Канаева.