О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ «ЧЖУД-ШИ»
 

ЛЕЧЕНИЕ

О врачах

Медицинский трактат «Чжуд-ши» завершается главой о врачах и врачебной этике тибетских лекарей.

В «Чжуд-ши» говорится, что истинный врач должен обладать шестью качествами:

  • - быть вполне способным для врачебной деятельности;
  • - быть гуманным;
  • - понимать свои обязанности;
  • - быть приятным для больных и не отталкивать их от себя своим обхождением;
  • - быть старательным в делах;
  • - быть ознакомленным с науками.

Быть вполне способным, говорится в «Чжуд-ши»,- значит обладать умом, иметь твердый характер и быть весьма восприимчивым. Изучив обширную литературу по медицине и хирургии, такие врачи могут смело и без затруднения пользоваться всеми достояниями науки. Важнейшей способностью врача, не обладающего богатым опытом и обширными познаниями, является способность критически оценивать новые научные знания, проверять их истинность.

Быть врачом гуманным - значит всегда иметь добрые намерения, быть искренним и справедливым, а при виде несчастья ближних оказывать возможную помощь, с одинаковой любовью и заботой относясь и к хорошим, и к дурным людям. Врач должен быть снисходительным; он должен любить людей и приносить им только радость, быть ласковым со всеми, кто нуждается в помощи. Ему нельзя поддаваться похвалам и мстить хулителям. Настоящий врач должен всегда стремиться к высшим идеалам. И тогда он станет другом для своих ближних.

Врачи, понимающие свои обязанности, должны иметь шесть высших достоинств: они должны уметь сохранять лекарства и медицинские инструменты; понимать предназначение тех и других; с благоговением относиться к учителям и их знаниям; со своими коллегами обходиться как с истинными друзьями; больных своих беречь, как собственных детей, а на гной и кровь смотреть без отвращения, так же как это делают животные.

Врачи должны хранить медицинские инструменты в такой же чистоте, как свою мысль и печать. Они должны помнить, что лекарство - драгоценность, нектар, способный вернуть человека к жизни. Малейшие частицы лекарств должны стать предметом поклонения врачей, а сосуды для лекарств следует держать в такой же чистоте, как чашу для нектара, напитка богов.

Автор «Чжуд-ши» призывает: «Врачи, пусть врачебная наука станет вашим достоянием, как нектар - достоянием небожителей! Врачуйте страждущих, исцеляйте бесноватых, успокаивайте мнительных. Приобретя такую мудрость, помните, что вы можете излечивать как самих себя, так и других от страданий, которые могли бы стать причиною смерти. Помните, что счастье ваше заключается в исполнении долга!»

Врачам необходимы острый ум и умелые, нежные руки. Приятной речью врачи должны успокаивать больных, должны быть откровенными и понятными. Обладая такими качествами, они всегда будут пользоваться расположением людей.

Быть старательными в делах - значит непрестанно заботиться о своем образовании и о тех результатах, которые составляют цель учения. Врач, умеющий не только правильно понимать прочитанное, но и излагать свои мысли на бумаге, способен достигнуть многого. Будущие врачи должны выбирать наставника мудрого, умного, спокойного, нехитрого, доброго и достойного уважения для того, чтобы, приобретая у него знания, питать к нему бесконечное доверие и подражать ему во всех поступках. Результатом же будет быстрое приобретение врачебных знаний и навыков.

Врачи должны изучать науки старательно, расспрашивать учителя с толком, а рассуждать с осторожностью. В противном случае нельзя ждать успеха. Врачи не должны иметь никаких сомнений, так как в медицине все изучается экспериментально, при помощи чувств и ума.

Врачи должны быть внимательны к болезням своих пациентов и не медлить при лечении. Нельзя упустить момента, чтобы дать лекарство или прибегнуть к хирургическому вмешательству. Поэтому врач должен постоянно чувствовать себя так же, как чувствовал бы себя человек, который переносит полную чашу масла через высокий забор под угрозою казни в том случае, если он прольет это масло.

Врачи, удовлетворяющие этим шести условиям традиций врачебного сословия, могут вполне рассчитывать на успех.

Врачи, твердые в своих познаниях, вежливые и обходительные, способные серьезными научными доводами убеждать противников в своей правоте, соответствуют всем требованиям своего звания.

Лучшими и полезными для ближних могут считаться те врачи, которые, сделавшись знатоками медицины и хирургии, стали кроткими под влиянием научных истин и с которыми можно легко сходиться. Хорошими врачами считаются те, которые с любовью относятся к бедным больным и из желания помочь им руководствуются советами лучших врачей.

Научно-достойными врачами считаются те, которые вполне изучили и здоровый, и больной организмы.

Превосходные врачи - это те врачи, которые в совершенстве изучили расстройства прирожденной энергии ветра, желчи и слизи и способны излечить эти расстройства.

Отличившимися врачами считаются те, которые благодаря своему уму могут помогать больным. Это хорошие диагносты, опытные терапевты и смелые хирурги.

Такие врачи - друзья человечества.

Итак, врачи, понимающие свои обязанности, знающие в совершенстве основы медицины и хирургии, обладающие обширными терапевтическими познаниями, постоянно пополняющие свои научные сведения, не подверженные страстям, искренне сочувствующие страждущим, заботящиеся о других, как о самих себе, способные при любых условиях четко и быстро исполнять обязанности, могут считаться вполне достойными своего звания.

Такие врачи пользуются полным доверием окружающих, они истинные последователи риши - основателей медицинской науки.

Врач, не имеющий этих достоинств, не знающий истории медицины, похож на хитреца, воспользовавшегося чужой собственностью, и поэтому не может рассчитывать на уважение.

Врач, который не знает основ медицинских наук, не способен познать сущности расстройств питания организма и не сможет понять хирургии. Он похож на слепца, рассматривающего драгоценности.

Врач, не изучивший своей науки экспериментально, неопытный, не знающий признаков расстройств питания в организме, не может умело применять способы терапевтического и хирургического лечения. Он похож на человека, путешествующего по неизвестной стране.

Врач, не умеющий распознавать расстройства питания в организме, похож на человека, блуждающего в степи без проводника.

Врач, не понимающий состояния урины и пульса, не может понять и объяснить расстройства питания, при которых в организме усилена или ослаблена прирожденная энергия жизненно-живой теплоты. Он похож на охотника, не знающего, куда следует пускать ястреба.

Врач, не умеющий объяснить причины данного расстройства в организме, похож на оратора, не способного произнести речи. Он может стать предметом насмешек.

Врач, не понимающий основ терапевтического и хирургического лечения, похож на стрелка, стреляющего в темноте наугад.

Врач, не изучивший правил употребления пищи и питья, не понимающий пользы или вреда, приносимых тем или другим образом жизни, будет способствовать нарушению жизненных процессов в организме и развитию в нем различных заболеваний.

Врач, не понимающий достоинств успокоительного метода лечения, может вызвать новое расстройство питания в организме употреблением сильных средств, или, наоборот, их недостатком, или же давая средства совсем некстати. Такие врачи похожи на земледельца, не понимающего земледелия.

Врачи, не понимающие слабительного метода лечения, могут нарушить жизненные процессы в организме и вызвать в нем расстройство питания.

Врачи, не имеющие при себе необходимых инструментов и лекарств, лишены возможности остановить развитие болезни в организме. Они похожи на богатыря, идущего на врага без кольчуги и без оружия.

Врачи, не знающие способов кровопускания и прижиганий, не могут применять данные способы лечения. Они похожи на вора, идущего воровать в неизвестную местность.

Врачи, подобные этим, - плохие врачи, понимающие все ложно, применяющие ложные способы лечения. Они - злые гении, носящие образ врачей, они указывают путь на тот свет. С такими врачами, позорящими это гордое звание, не следует иметь дела.

Что же касается лечения больного, то врачу необходимо объяснить его положение так ясно, как ясен и чист звук сигнальной раковины, и обещать поправить больного или же сообщить близким о времени его смерти. Когда трудно определить состояние больного, то нужно с мудростью змеи сообщить о возможности выздоровления или смерти, уклоняясь в сторону наибольшей вероятности. Если же от врача потребуется категорический ответ относительно судьбы пациента, то следует прямо сказать о возможных случайностях. Если врачом уже решен вопрос об участи больного, то и тогда следует упомянуть о возможной случайности.

В том случае, если больной сам осознает опасность своего заболевания, то ему следует ясно описать весь ход расстройства питания в его организме. Если заболевание пациента заразно, то, учитывая обстоятельства, время года, окружающую обстановку, врачу следует лечить само расстройство питания, вызванное заразой.

Существует множество серьезных и случайных причин выздоровления и смерти, поэтому врачи и не могут давать безусловных гарантий при предсказании исхода болезни. Опасному больному всегда следует говорить, что он поправится. Если же расстройство питания в организме не слишком серьезно, то следует советовать больному беречь себя. Чтобы избежать возможных заблуждений, нужно всегда руководствоваться критическим взглядом и пристально следить за состоянием современной медицинской науки.

В своих научных занятиях врачи должны держаться критического взгляда, избегая крайних и безусловно ложных воззрений. Наилучшим считается серединное критическое воззрение. Врачи должны относиться ко всем людям с любовью и состраданием, приносить всем радость, считать всех равноправными, отказаться от ненависти, злости, мщения, небрежности, лжи и от любых других дурных поступков. Напротив, они должны быть старательными, терпеливыми, творящими добро.

За свою деятельность на земле благодаря познаниям в медицине врачи разумно пользуются довольством и почетом. Однако напоминать о вознаграждении за труды позволительно лишь тогда, когда есть действительная надобность в средствах. Если врач сделается известным и вдруг найдутся люди, хулящие его знания, то к ним следует относиться без ненависти. Надо лишь постараться сделать этих людей справедливыми. Врачу всегда следует помнить, что пройдет время после исцеления и больные забудут пользу, принесенную им. Но это не должно огорчать врача, ибо цель его жизни - самоотверженное служение людям.

Врачи, не поддающиеся страстям, не избирающие ложных путей и искренне стремящиеся помогать больным, будут пребывать на том свете в божественной стране, лучше которой ничего нет.

Лечение и тибетский календарь

Как уже упоминалось, болезни системы ветра проявляются и обостряются летом, на рассвете и вечером; болезни желчи - осенью, в полдень и в полночь; болезни системы слизи - весной, в сумерки и поутру.

Болезни ветра приходят в движение летом, вечерами,на рассвете;желчи - осенью, в полдень, в полночь; слизи - весной, в сумерках вечерних и утренних.

С учетом этого тибетскими медиками были разработаны рекомендации лечебных мероприятий. Чтобы предупредить обострение заболевания, нужно начинать лечение незадолго до проявления болезни. Это значит, что если болезни ветра проявляются чаще летом, а в суточном цикле - на рассвете и вечером, то наиболее эффективным будет лечение расстройств ветра в начале лета, на рассвете и вечером.

В «Чжуд-ши» даны указания и на особенности функционирования трех регулирующих систем в различные возрастные периоды. Считалось, что до шестнадцатилетнего возраста длится детство, до семидесяти лет - зрелый возраст, когда разовьются основные силы организма, органы чувств, внешний вид, мужественность и силы, а после семидесяти лет наступает период старости. В пожилом возрасте преимущественно наблюдаются расстройства ветра, в зрелом желчи, а в детстве - слизи.

Старость - возраст ветра, зрелость - желчи, детство - слизи, так распределяются болезни по возрастам.

Гигиенические рекомендации для пожилых людей непосредственно связаны с проблемой долголетия. Утверждения о наиболее вероятном дисбалансе системы ветра в пожилом возрасте и преимущественно в вечерние и утренние часы подтверждаются в наше время многочисленными наблюдениями за развитием инфаркта миокарда и сосудистых нарушений головного мозга. Именно эти отрезки суточного времени - наиболее опасный период для подобных заболеваний.

В «Чжуд-ши» говорится, что, когда солнце после зимних месяцев совершает движение на север, наступает жаркое время и в природе чрезвычайно интенсивно появляются вещества горячительного, вяжущего и горького вкусов, силы человеческого организма истощаются. В период дождей в конце лета при движении солнца на юг силы человечества снова возрастают. Прохлада порождает силу кислого, соленого и сладкого вкусов. В зимний период силы организма достигают наибольшего подъема. В начале зимы стихия огня (то есть энергетические процессы в организме) достигает совершенства. Она увеличивается под влиянием функции системы ветра. В этот период необходимо хорошо питаться. В случае недостаточности питания основные силы организма истощаются. Рекомендуется употреблять пищу, в которой будут преобладать сладкие, кислые, соленые вкусовые качества. В знаниях древних тибетских медиков о так называемых «силах организма» по сезонам года в зависимости от «движения солнца» и лунных фаз прослеживается пристальное внимание к сезонным биоритмам и состоянию защитных сил - естественного иммунитета. Считается, что «силы организма» достаточно велики зимой, наименьшие - летом, а осенью - средние. Исходя из этого положения, тибетские медики наиболее благоприятным периодом половой и детородной функции считали зимнее время, наименее подходящим - летнее, а весну и осень - умеренным периодом. С этим положением связано и своеобразное прогнозирование здоровья новорожденных. У тибетских медиков считалось, что дети, зарождающиеся в утробе матери осенью, зимой, наиболее жизнестойкие, потому что рождаются с хорошей «жизненной энергией».

В описаниях клинических признаков болезней «злых духов» преимущественно можно распознать такие заболевания, как кровоизлияния в мозг (инсульт) с параличами, инфаркт миокарда, острые психические заболевания, эпилепсию и т. д. Для людей с тяжелой наследственностью и уже страдающих такими заболеваниями определялись по лунному календарю потенциально опасные периоды в смысле обострения или возможного заболевания. Так, считается, что припадки (в частности, эпилептические) учащаются от новолуния к полнолунию. Этим объясняется профилактическое лечение с первых чисел лунного месяца. Опасными днями в развитии параличей (инсультов) считаются 4-й, 8-й, 11-й, 15-й, 18-й, 22-й, 25-й и 29-й дни лунного месяца, особенно для людей в возрасте шестидесяти лет и старше.

Различаемые в тибетской медицине шесть вкусов (кислый, сладкий, соленый, вяжущий, горький и жгучий), по существу, представляли собой химическую характеристику не только пищевых продуктов, но и лекарственных средств, в которых преобладание того или иного вкуса также зависело от сезонов года, интенсивности солнечного света и других климатогеографических условий. Как уже упоминалось, в жаркое время года, в период, когда земля наиболее сильно освещается солнечными лучами, в растениях и вообще в природе преобладают горячительный (жгучий), вяжущий и горький вкусы. При уменьшении количества солнечной энергии в природе концентрируются кислый, сладкий и соленый вкусы. Знание о зависимости живой природы от лунных фаз дало тибетским медикам возможность определять лечебные свойства лекарственных средств не абстрактно, а вполне реально. Так, считалось, что в период новолуния растения обладают наиболее оптимальными лечебными свойствами. В этот же период рекомендовался их сбор. Издавна временной фактор учитывался в тибетской медицине не только при назначении лечебных и профилактических мероприятий, но и при распознавании болезней. А лечение определенных болезней различными лекарственными препаратами и физическими методами лечения (рефлексотерапия, гидропроцедуры и др.) необходимо было проводить в оптимальные периоды суток, месяца, сезонов года.


Лечение расстройств систем ветра, желчи и слизи

При расстройстве системы ветра лучшими средствами считаются: кунжутное масло, тростниковый сахар, вина, старое масло, старая копченая баранина, мясо сурка, конина и мясо мула, лук, черемша и т. п.

Вообще, при любых расстройствах системы ветра рекомендуется употреблять пищу питательную, жирную, мягкую и теплую; больному следует находиться в темном и теплом помещении, быть окруженным людьми доброжелательными, с приятным голосом; человек должен иметь возможность спокойно спать в тепле и одеваться в теплую одежду.

При лечении расстройств системы ветра нужно использовать лекарственные и пищевые вещества приятного, кислого, соленого вкусов, жирные и теплые. Особенно полезны старое масло и питательные клизмы. Места, где ощущаются колющие боли, следует натирать старым согретым маслом и делать маслянистые компрессы.

Устранить нарушения жизненных процессов желчи помогут свежее масло, говядина, свежее мясо дикой козы, прохладная вода и чай, кефир и кумыс из козьего и коровьего молока, соусы и зелень, каша, любая охлажденная пища. Кроме того, следует находиться в прохладном помещении, гулять в тени деревьев, на берегу рек, окружить себя людьми, приятными для беседы, избегать веществ с неприятным вкусом и запахом, орошать помещение духами.

Лекарства, излечивающие жизненные процессы желчи, - камфара, кипарис, гиван. При расстройствах желчи полезны пищевые лекарственные вещества приятного, горького, вяжущего вкуса и охлаждающего свойства, а также слабительный и потогонный способы лечения и гидротерапия.

При расстройствах жизненных процессов системы слизи полезны мед, рыба, баранина, лососина, мясо рыси, мясо коршуна, старые зерна, каша, старое вино, кипяченая вода, отвар из имбиря. Жизненные процессы системы слизи следует лечить удобоваримыми, прохлаждающими пищевыми и лекарственными веществами, принимая их теплыми в небольшом количестве. Следует надевать теплую одежду, находиться в теплом помещении, жить в теплом и сухом климате, вести деятельную и заботливую жизнь, мало спать, употреблять лекарства соленого и жгучего вкуса, например пить растворенную в горячей воде поваренную соль. Вообще при любых расстройствах системы слизи следует употреблять пищевые лекарственные вещества жгучего, кислого вкуса и все удобоваримое, грубое и острое. Также полезно прибегать к рвотному способу лечения.

Подводя итог сказанному, еще раз перечислим наиболее эффективные средства лечения различных расстройств:

- при расстройстве системы ветра самыми лучшими средствами считаются питательные, пищевые и лекарственные вещества;

- при расстройствах жизненных процессов желчи - слабительный способ лечения и охлаждающие пищевые и лекарственные вещества;

- при расстройствах процессов системы слизи - рвотный способ лечения и согревающие пищевые вещества.

При совместном расстройстве ветра и желчи следует употреблять прохлаждающие и питательные пищевые вещества и лекарства.

При совместном расстройстве желчи и слизи - прохлаждающие и удобоваримые пищевые вещества и лекарства.

При совместном расстройстве слизи и ветра - согревающие и питательные пищевые вещества и лекарства.

При совместном расстройстве всех трех жизненных процессов нужно использовать прохлаждающие питательные и удобоваримые пищевые вещества и лекарства.

Все расстройства организма с усилением энергии жизненно-живой теплоты излечиваются пищевыми веществами и лекарствами прохлаждающими, а с ослаблением энергии жизненно-живой теплоты - согревающими.

Расстройство системы ветра, одинаково сопровождающее оба процесса, излечивается жирными и согревающими питательными веществами и лекарствами.

Лекарственные средства, используемые при расстройствах ветра, желчи и слизи

Лекарственные средства, применяемые в тибетской медицине, группируются по вкусам. Например, в группе сладких лекарственных средств приводится солодка, изюм, сахарный тростник; в группе кислых - гранат, айва, водка, кумыс; в группе соленых - минеральные соли; в группе горьких - лимон, горечавка, клубни аконита, шлемник, мускус, желчь, мумие; в группе жгучих - черный перец, имбирь, чеснок; в группе вяжущих - сандаловое дерево, миробалан, черемуха, цветы водосбора и т. п.

Вкусовые качества как факторы, определяющие лечебные действия лекарственных средств, служили основанием для оценки и рекомендации пищевых продуктов для здорового и больного организма. Так, относительно лечебного действия указывается, что «сладкие, кислые, соленые, жгучие свойства (лекарств) излечивают нарушения в системе ветра; горькие, вяжущие, сладкие - в системе желчи; жгучие, кислые и соленые - в системе слизи».

Описывается также, какое действие оказывают отдельные группы лекарств на организм: «сладкие (лекарства) пригодны преимущественно для увеличения основных жизненных сил, поэтому они полезны для пожилых, младенцев, истощенных и т. д. Вещества со сладким вкусом способствуют укреплению тела, заживлению язв и ран, придают свежесть и здоровый вид лицу, ясность органам чувств, доставляют долгие годы жизни, врачуют болезни дуг (отравления и интоксикация) и вообще болезни ветра и желчи. Однако чрезмерное употребление сладкого вообще приводит к болезням слизи, накоплению жира, понижению огненной теплоты, функциональной активности, ожирению, на основе которых развиваются, например, болезни мочи гчин-снйи (диабет), опухоли желез».

«Кислые лекарства возбуждают теплоту, вызывают аппетит, способствуют пищеварению, всасыванию пищи, улучшают состояние системы ветра. При чрезмерном их употреблении возникают расстройства в системе желчи и в крови, слабость, головокружение и мелькание в глазах, отеки, кожные болезни и лихорадочное состояние».

«Соленые лекарства действуют как слабительные, в виде теплых припарок способствуют образованию теплоты, потливости, а также вызывают аппетит. Чрезмерное их употребление приводит к выпадению волос, появлению седины и морщин, понижает силу, порождает жажду, рак, различные кожные заболевания, а также болезни ветра и желчи».

«Горькие лекарства повышают аппетит, излечивают болезни яда, червей, раны, обморочные состояния, рвоту, способствуют удалению омертвевших нагноившихся тканей. Чрезмерное их употребление приводит к болезням ветра и слизи».

Согласно четвертой тантре «Чжуд-ши», риши Маносиджи задал вопрос о существовании лекарства, «которое в одиночку может лечить», и о лучших средствах против основных болезней.

Учитель риши Видьяджняна ответил ему:

Лучшее средство от всех болезней - миробалан хебула. Лучшие средства для ветра - костный отвар, старая патока, чеснок. Лучшие средства для желчи - сверция и момордика кохинхинская.

Лучшие средства для слизи - перец длинный и мед, для крови - адатода и шлемник, при отравлении - миробалан хебула и репа, при болезнях рта помогает сладкое. При болезнях сердца лучшее лекарство - мускатный орех, при болезнях легких - бамбуковая манна, при болезнях печени - шафран и мумие, при болезнях селезенки - кардамон средний и горячие лекарства,

при болезнях почек - кардамон настоящий, при болезнях желудка - зерна гранатника, при мочеизнурении - эмблика, куркума длинная и барбарис, при задержке мочи - нашатырь и золотой песок. При рвоте - жареный рис, при поносе - ластовник, при кашле - песчанка и бузина, а при изнуряющем кашле - шеллак и цветы гороха, при болезненной жажде - отвар жженого кирпича. При коликах между ребрами - девясил кистистый, при геморрое - шо, при глистах - прутняк, при безумии - старое масло, обмороке - мучная болтушка, при бессоннице - молоко, болезнях гортани - отвар рыбы, при ожогах - сурик свинцовый, при переломах костей - вулканический шлак. При болезнях желчи - слабительные, при болезнях слизи - рвотные и прижигание, при болезнях ветра - втирания. Лучшая пища - мука из старого ячменя, лучшее питье - чай из кончиков чайных листьев, лучший образ жизни - не доводить себя до потения. Вот примерно таковы все лучшие средства против основных болезней.

Лечение упитыванием и лечение голоданием

В «Чжуд-ши» указывается на два основных способа лечения: это лечение упитыванием и лечение голоданием.

Упитывать, особенно в дни равноденствия, следует людей нервных, истощенных, предававшихся чрезмерно страстям, беременных, потерявших много крови после родов, чахоточных, стариков, страдающих бессонницей, испытавших сильное горе, а также тех, кто занят тяжелым физическим или умственным трудом, и тех, кто вынужден решать множество проблем.

Наиболее подходящей пищей для упитывания являются все сорта мяса, в особенности мясо хищных животных и баранина, сладости, масла, молоко, кефир, вина и укрепляющие пищевые вещества.

К лекарственным веществам, способствующим упитыванию, в первую очередь относятся маслянистые лекарства. Из наружных средств рекомендуются питательные клизмы, обмывания, массажи, продолжительный, спокойный сон, отдых и комфортные условия жизни.

Однако злоупотребление всем вышеперечисленным приводит к ожирению, усилению жизненных процессов системы слизи, образованию опухолей и наростов и потере памяти.

В таком случае следует назначать пищевые лекарственные вещества, излечивающие жизненные процессы системы слизи и излечивающие ожирение.

Лучше быть худощавым, чем страдать от ожирения, поэтому упитывать нужно с осторожностью.

При помощи голодания следует лечить предающихся еде, страдающих от мочеизнурения, подагриков, ревматиков, страдающих внутренними доброкачественными и злокачественными опухолями, болезнью селезенки, зобом, головными болями, болезнью сердца, расстройством желудка (рвотой и поносом), отсутствием аппетита, запорами, задержанием урины, людей ожирелых, с расстройством систем слизи и желчи, а также тех, у кого ослабло действие пищеварения и усвоения.

Сильных и молодых следует лечить голоданием в зимнее время. При этом необходимо обращать особенное внимание на расстройство жизненных процессов и постоянно регулировать эти процессы пищевыми и лекарственными веществами, образом жизни и различными наружными способами лечения.

Людей утомленных и слабосильных следует заставлять голодать и испытывать жажду, затем понемногу давать малопитательную и неудобоваримую пищу. Лиц же, не особенно утомленных и неслабосильных, следует заставлять голодать, улучшая пищеварительную способность декоктами и порошками. Людей физически сильных нужно заставлять работать много и до пота и лечить их прижиганием, ваннами, массажем, компрессами и кровопусканием. В некоторых случаях им полезно давать рвотное, слабительное.

Улучшение от лечения голоданием выражается в том, что у выздоравливающих налаживается деятельность всех шести чувств. Человек становится энергичным, он остро ощущает голод и жажду, аппетит улучшается, экскременты и газы освобождаются легко.

Если же злоупотреблять подобного рода лечением, то можно вызвать ослабление тканей, худобу, головокружение, бессонницу, недомогание, ослабление шести чувств, потерю жажды и аппетита, боль в костях, в ребрах, сердце и голове. Такие люди легко заражаются эпидемическими ядами, у них появляется тошнота и признаки расстройства системы ветра. В таких случаях следует применять упитывающий способ лечения.

Кого следует упитывать, того не следует слишком заставлять голодать, а кого следует заставлять голодать, того не следует упитывать.

При слабительном способе лечения не нужно применять сильные слабительные.

Людей, у которых усилена деятельность системы ветра и расстроена нервная система, следует лечить упитыванием. А тех, у кого ослаблена система ветра и усилена деятельность жизненных процессов систем слизи и желчи, следует подвергать голодающему способу лечения.

Лечение маслом

Показания к использованию масла следующие: «Масло показано старым, истощенным, ослабленным, при непитательной пище, при изнурении души, кровопотере, при «жесткости» внутри, истощении семени, избытке ветра, темноте в глазах и тем,кому нужно прочистить нутро». Противопоказано применение масла в лечебных целях «при слабости огня, несварении, поносе, дрег *, грум **, отравлении искусственными ядами, отсутствии аппетита, при увеличении слизи, рвоте и повышенной жажде».

Прием масла внутрь в зависимости от уровня желудочной секреции нужно сопровождать умеренным, средним или усиленным питанием. Чем выше переваривающая способность желудка, тем больше масла можно использовать в питании. При постоянном употреблении в пищу масел и жиров человек должен принимать параллельно «грубую» пищу. Те же, кто обычно питается «грубой» пищей, масло должны принимать с солью. Прием масла обязательно нужно сопровождать горячим питьем. Во время приема масла с лечебной целью нельзя употреблять несвежие овощи, гнилую, кислую, сырую пищу, есть в это время нужно теплое, легкоусваиваемое и в небольших количествах. Во время масляного лечения не рекомендуется утомляющий физический и интеллектуальный труд, дневной сон, купание, пребывание на ветру и в дыму. Масла можно использовать для укрепления сил организма, их можно применять также в лечебных целях. В этом случае масло нужно принимать на голодный желудок, не смешивая ни с чем. Те, кто хочет долголетия, усиления огня и тепла тела, ясной памяти, развития ума, должны принимать топленое масло. Те, у кого «тело худое», в ком силен ветер, должны принимать масло растительное для прибавления в весе. При жаре после родов, при сильном утомлении, истощении, при закупорке сосудов нужно принимать костный мозг, костный жир. При язвах, ожогах, болях в костях и суставах, при болях в животе, при патологиях в половой сфере, при болезнях уха, головы лучше использовать жир животного происхождения.

* Дрег - сопровождается деформацией суставов.

** Грум - сопровождается деформацией конечностей.

Топленое масло лучше принимать зимой, растительное - летом, а костный мозг и жир - лучше весной в дневное время.

Для послабления нужно использовать топленое масло на рассвете, натощак.

Масло можно применять в комплексе с другими пищевыми продуктами и лекарственными средствами. Так, для укрепления сил тела утомленным, истощенным, старикам, детям, тем, у кого ослаблен огонь и снижено тепло тела, топленое масло можно давать с мясным бульоном, жареным ячменем и рисом, с медом и патокой, хорошо перемешав их. Эта смесь легко усваивается, увеличивает силы тела, не «отбивает» аппетит.

Время приема масла имеет определенное значение. Так, если принимать масло до, во время и после еды, то соответственно оно будет оказывать действие на верхнюю, среднюю и нижнюю части тела.

Когда нормализуется стул, «кал перестает сохнуть», возрастает тепло тела, исчезает желание есть масло - признаки того, что масло оказало нужное действие и прием его можно прекратить.

Масло дает «цвет, силу, ясность чувств, старых укрепляет». Но при употреблении масла необходимо знать меру, так как при переедании «оно выходит через верх и низ», исчезает аппетит.

Лечение маслом в весенний период может сопровождаться возбуждением слизи и желчи, зимой от применения жира внутрь могут появиться зябкость и несварение. Эти осложнения, иногда сопровождающие употребление масла, нужно лечить голодом, жаждой, компрессами, рвотой, принимать горох и рис, старые молочнокислые продукты и прозрачный алкоголь.



blog comments powered by Disqus

Последние обсуждения на форуме Тибет.ру
Warning: require(/www/site/forum.tibet.ru/main.inc.php): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/forum.tibet.ru/last/last_to_main.php on line 42 Fatal error: require(): Failed opening required '/www/site/forum.tibet.ru/main.inc.php' (include_path='.:/etc/php5/lib/php') in /var/www/forum.tibet.ru/last/last_to_main.php on line 42
Фотографии Тибета






Другие фотографии ...

Заглавная Поездка Энциклопедия Фотографии Вопросы Форум О Тибет.Ру

Автор: Vladimir Pavlov Дизайн: inSTYLE.ru Rambler's Top100Rambler's Top100 Контакты
© Tibet.ru 2002-12